quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Нетерпимость, религия, идеология

НЕТЕРПИМОСТЬ И РЕЛИГИЯ


"Старайся быть терпимее к тем,
кто не дорос до твоих предрассудков"
Веслав Брудзиньский

"Уважай заблуждения ближнего как, свои собственные"
Владимир Леви


Я решил открыть тему именно этими парадоксальными высказываниями, поскольку каждому из нас присущи те или иные убеждения. Некоторые из них разделяют с нами наши родственники или друзья, наши единомышленники. Какие-то из них для кого-то неинтересны, а для кого-то и вовсе неприемлемы, поскольку они имеют свои убеждения, которые могут противоречить нашим.

Мы можем считать чужие убеждения предрассудками, сердиться на других людей. А в это самое время они, другие, недоумевают, насколько мы погрязли в наших предрассудках и не готовы принять исповедуемую ими истину – такую прозрачную и ясную.

Здесь-то и находятся истоки нетерпимости.

Николай Рерих приводит слова из “Агни-Йога”: “Человечество изобрело разные преграды к восхождению. Нетерпимость есть признак низости духа. В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. Сердце не ограничено, значит, какое же скудное сердце должно быть, чтобы лишить себя беспредельности! Нужно искоренять каждый признак, который может вести к идолу нетерпимости“.

Для начала хотелось бы привести короткую выдержку из статьи Эрнеста Радлова, которая иллюстрирует эволюцию превращения страстотерпения в нетерпимость:

„Христианство сначала принадлежало к числу запрещенных религий; христиане подвергались преследованиям, их считали людьми в государственном смысле опасными, обвиняли в разных тайных преступлениях; все бедствия объясняли их участием. Христианские апологеты, доказывавшие полную безвредность в политическом смысле их религии, в то же время стояли за свободу совести и свободу церкви.

Дело меняется с 312-го года, когда христианство стало государственной религией и вступило в союз с государством. Начались гонения не только язычников и евреев, но и христианских сект, признанных еретическими. Сознание христиан, что они обладают истиной, сделало их нетерпимыми.

Полное слияние христианской церкви с государством оказало пагубное влияние на церковь и привело к ужасам инквизиции. Без сомнения, всегда были люди, которые стояли за терпимость и указывали на внутреннее значение веры, но их голос терялся в общем течении; защитников терпимости считали неверующими“.

В этих словах находит своё отражение то, что догматизм, монополия на истину могут быть крайне опасны. По меньшей мере, они существенно ограничивают свободу и сокращают многообразие мнений в обществе.

Такой подход, как показано в соответствующих разделах, противоречит ПРИНЦИПАМ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Поэтому так и хочется обратиться к ревнителям догм словами Пифагора Самосского: "Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости".

 

НЕТЕРПИМОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ


Нетерпимость — это то, что порождает войны,
погромы, распятия и линчевания.
Она несёт ответственность за зло, насилие,
террор, боль и пытки в мире.
Бетти Смит

Думается, что все сказанное выше в отношении религии справедливо также в отношении любого догматизма, любой идеологии. При этом во главу угла идеологии ставится не реальность, а идеал. И все ставится ему на службу. По сути, политика является лишь продолжением психологии лидера, помогающая реализоваться психологии масс. Лидер и масса взаимно выигрывают, поскольку каждый получает недостающее - и чувствуют себя друг через друга сильнее и увереннее. И тревога отступает. Потому что всегда "имеется" враг, с которым надо бороться. А для этого надо сплотиться. И быть нетерпимым ко всем, "кто не с нами".

Идеология будет ломать сопротивление, порождая большие или меньшие проявления жестокости. Как писал Джордж Оруэлл в  «1984», "чем могущественнее будет партия, тем она будет нетерпимее; чем слабее сопротивление, тем суровее деспотизм".

А против чего бороться - тут выбор широк.

Михаил Мацковский выделил следующие сферы нетерпимости.

1) Гендерная нетерпимость – предвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – формы политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.

2) Возрастная нетерпимость – предвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).
Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

3) Образовательная нетерпимость – нетерпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к "яйцеголовым" у людей с низким образованием.

4) Межнациональная нетерпимость – негативное отношение к представителям различных наций, Крайние проявления межнациональной интолерантности:

этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в "превосходстве" одних культур над другими;

• ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что "чужаки" принесут вред;

• агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

5) Расовая нетерпимость – предубеждения к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

6) Религиозная нетерпимость – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой–либо веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ) и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

7) Географическая нетерпимость – предвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

8) Межклассовая нетерпимость – нетерпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.

9) Физиологическая нетерпимость – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.

10) Политическая нетерпимость – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан. Политические репрессии – предотвращение свободного и открытого обсуждения политических идей и решений; препятствование свободным и честным выборам; ограничение свободы информации; жестокое наказание политических диссидентов.

В принципе возможно рассмотрение и внешнеполитической нетерпимости. Крайним проявлением внешнеполитической интолерантности является подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.

11) Сексуально–ориентационная нетерпимость – предвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12) Маргинальная нетерпимость (нетерпимость по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета.

Если не удаётся добиться непредвзятого отношения к верованиям и убеждениям других людей, то может проявиться агрессивная поведенческая интолерантность (по определению Михиала Мацковского). При этом могут оправдываться подготовка и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности. Если подобную политику нетерпимости осуществляет не отдельный человек, а институт, то это связано с определенной государственной политикой тоталитарного общества.

Ни одно убеждение не может быть выше или правильнее другого. Вопрос лишь в том, нарушает или не нарушает практика человека или группы с теми или иными убеждениями принципы справедливости, ущемляет ли она свободы других людей и групп. Если на этот вопрос ответ отрицательный, то ущемление инакомыслия по идеологическим соображениям будет вопиющей несправедливостью. „Нетерпимость по отношению к мнениям и верованиям, пока они находятся лишь в сознании субъекта и не обнаруживаются в действиях, представляет большую опасность. С идеями можно вести борьбу лишь идеями же. Всякое насилие в этой сфере может иметь лишь пагубные последствия“, - пишет Эрнест Радлов.

Но и провозглашаемая терпимость может на деле обернуться нетерпимостью. Даже если на государственном уровне некий человек или группа и не подвергаются гонениям или судебным преследованиям, даже если формально их свободы и не ограничиваются, но в обществе создаётся атмосфера отрицательного отношения к этому человеку или группе, что будет рано или поздно проявляться в остракизме или презрении, либо в бытовых выпадах против них, то о терпимости в подобных случаях можно не говорить.

Михиал Мацковский говорит в этом случае о проявлении вербальной интолерантности: „Субъект считает невозможным для себя какие–либо публичные действия – насилие, запреты и т.д., но не считает необходимым скрывать свои взгляды… Он считает возможным и иногда даже необходимым публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально–демографических групп“.

Как сказал Веслав Брудзиньский, "иные готовы считать себя либералами, изменив всего-навсего объект своей нетерпимости".