quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Тревога нового и непредсказуемого

Новое и непредсказуемое, с которым мы сталкиваемся каждый момент нашего бытия и которое способно вселить в нас тревогу, является проявлением свойства бытия, названном нами "ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ".

“Tempera mutantur, et nos mutamtur in illis”
(“времена меняются,
и мы меняемся вместе с ними”)
Старинная поговорка


Еще с раннего детства человек стремится к предсказуемости своего мира и к уверенности в том, что его безопасности ничто не угрожает.

Абрахам Маслоу отмечал, что потребность в безопасности проявляется уже у маленьких детей в их тяге к постоянству и к упорядочению повседневной жизни, ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость, поэтому воспитателям всегда следует помнить, что ребенку необходимы некие пределы, что он нуждается в неких внутренних ограничениях:

"Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Маленькие дети чувствуют себя гораздо лучше в такой обстановке, которая, если уж и не абсолютно незыблема, то хотя бы предполагает некие твердые правила, в ситуации, которая в какой-то степени рутина, в какой-то мере предсказуема, которая содержит в себе некие устои, на которые можно опереться не только в настоящем, но и в будущем... Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство. В данном случае главную роль играет не столько несправедливость как таковая и даже не боль, связанная с ней, сколько то обстоятельство, что несправедливость или непоследовательность заставляет ребенка ощутить непредсказуемость мира, его опасность, убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять“.

Вечное движение бытия, вечные перемены приводят к тому, что каждое мгновение несет в себе что-то новое. Если уж до конца честно смотреть в глаза реальности, то надо признать, что каждое мгновение представляет собой уникальное сочетание всевозможных явлений, состояний и возможностей. А это уже означает не "что-то новое". Каждое мгновение несет в себе абсолютную новизну наших жизненных ситуаций. Причем каждому человеку мгновение дарит его собственную новую ситуацию.

Все привычное и знакомое неминуемо исчезнет. Привычное и упорядоченное сменяется незнакомым и аморфным. Все понятное ежемоментно снова оборачивается хаосом, в котором нам снова предстоит навести порядок, понять свою новую ситуацию и приспособить ее под себя, а себя "подстроить" под нее. Это все стоит немалых усилий. Но не это является главным и лежащим в основе тревоги перемен.

Хотя ни одна ситуация не может претендовать на постоянство и лишь непостоянство постоянно в этом мире, немало людей стремится придать всему на свете "закон вечности", включая то, что они из себя представляют, что они делают и что их окружает. Такие люди стараются как бы остановить время, сделав неизменным то, что им  привычно и знакомо. Объясняется это стремление тем, что изменение привычного состояния напоминает человеку о конечности всего сущего и, в итоге, о смерти.

Человек ставится вновь и вновь перед фактом временности, преходящести своего существования. Это вызывает, как мы уже знаем, сильную тревогу. То есть, мы и в рассматриваемом виде тревоги усматриваем маячащую где-то на заднем плане тревогу смерти, отражающую угрозу самому существованию человека. Хаос обстоятельств и вечных перемен отражает именно непостоянство тех защитных систем и сооружений, с помощью которых человек пытается защититься от угрозы собственному бытию.

Другими словами, вечное движение отражает еще и невозможность сохранить то, что мы имеем. Все, что нам принадлежит может ежемоментно быть у нас отнятым. То есть страх БУДУЩЕГО - это, в конце концов, страх потери того, что кажется нам непреходящим.