quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Составляющие тревоги непредсказуемости

"Человека, опасающегося будущего, можно определить как человека,
сохранившего детское отношение к миру:
взрослый человек ведет себя при этом так,
"словно боится, что его отшлепает или отругает мать,
что она бросит его или оставит без сладкого"
Абрахам Маслоу


Абрахам Маслоу отмечал, что все неизвестное, все неожиданное вызывает у некоторых людей  реакцию испуга, и этот страх обусловлен не физической, а психологической угрозой. Такие люди воспринимают мир как опасный, угрожающий, враждебный. Они живут в неотступном предощущении катастрофы, в любой неожиданности они видят опасность. "Любые перемены (а они являются неминуемыми составляюшщми бытия) мобилизуют таких людей (значительная часть которых относится к категории обсессивных (навязчивых) личностей), на борьбу за сохранение незыблемого и знакомого. Эта борьба грозит стать бесконечной в силу того, что перемены происходят везде и повсюду", - пишет Маслоу.

Стоит, пожалуй, вспомнить ВЕКТОРЫ БЫТИЯ, ибо они отражают разнонаправленные стремления человека в его бытии. Например, стремление человека, с одной стороны, к открытиям (что предполагает открытость новому и переменам), и, с другой стороны, к стабильности, уюту, безопасности (что требует от человека во что бы то ни стало держаться за привычное и проверенное). Именно поэтому человек, боящийся неизвестности, стремится к постоянству, обеспечивающему ощущение защиты от хаоса мира. Для некоторых людей такое стремление становится основополагающим в их жизни.

Отто Ранк описывал эти векторы как, с одной стороны, “страх жизни” - страх встречи с реальной жизнью в качестве самостоятельного и ответственного человека, страх “движения вперёд”, с другой стороны, как “страх смерти” – страх исчезновения, потери индивидуальности, растворения в некой общей массе. Человек, с одной стороны, стремится к отделению от массы и к свободе, с другой стороны, он хочет сохранить в неприкосновенности свою безопасность и чувство "убаюканности" в гнезде.

Общим следствием такой склонности является стремление оставить по-прежнему, продлить или обрести вновь то, что человеком уже изведано и проверено, что ему жорого и с чем ему уютно и безопасно. Как подчеркивает Фриц Риман, человек склонен "придерживаться любимых привычек особенно тогда, когда им что-то угрожает со стороны “. А пугает в будущем, как мы уже говорили, не что-то конкретно опасное, а именно (и чаще всего) ОЖИДАНИЕ угрозы.


ЧЕГО ЖЕ ЧЕЛОВЕК ОПАСАЕТСЯ В СВОЕМ БУДУЩЕМ?

Ожидание для себя в будущем каких-то неприятностей может касаться любых важных для человека сторон его жизни. Так, для тщеславного человека это может быть ожидание обиды или поврежденной гордости. Человека слабого и избегающего ответственности могут пугать ожидания того, что ему придется лишиться своего покровителя и самому делать выборы и принимать решения.

Негативные ожидания, по сути - это страх потери в будущем чего-то дорогого (будь то человек, личное качество или какой-либо предмет). По сути, потерять можно все, что угодно. Именно это делает будущее таким пугающим - особенно для тех людей, которые живут, по преимуществу, в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ.

Не только негативные ожидания могут лежать в основе страха будущего. Весьма радужные ожидания тоже могут стать источником тревоги. Это имеет место, когда человек предполагает, что желаемое будущее может не наступить. В этом случае мы можем говорить об ожидании невоплощения позитивных ожиданий, неисполнения желаний. Конечно, чаще это будет иметь место, если человек в своих фантазиях ожидает для себя заведомо недостижимого. Подсознание и интуиция, однако, чувствуют, что такие фантазии не могут быть реализованы - и параллельно с радужными фантазиями начинают произрастать ожидания краха иллюзий.

Страх будущего – это всего лишь порождение человеческой фантазии, некие созданные ею "монстры", которыми человек "населяет" свое далекое или ближайшее БУДУЩЕЕ и которые его пугают сегодня, в его "здесь и сейчас".

Лингвистически тревога непредсказуемого может выражаться такими выражениями, как "а вдруг...", "а что, если...", "не приведи Боже..." и им подобными формулами, которыми человек оперирует в разговорах с самим собой или с другими людьми, подливая масла в огонь своих страхов и опасений.