quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Тревога непредсказуемого и оси бытия

"Не приведи нам жить в эпоху перемен"
Китайская пословица


Как мы уже говорили, настоящее может восприниматься некоторыми людьми как "островок безопасности", в котором человек может выстроить защиты от всевозможных кажущихся угрожающими ситуаций - в первую очередь от того, что мы называем словом "перемены".

В результате тревоги перемен, страха перед новым и неизвестным возрастает стремление к продлению текущего состояния, что как бы должно обеспечить безопасность. Ведь настоящее - это сфера нашего контроля, мы можем опираться на знакомое, изменять то, что мы хотим и в силах изменить. Будущее же - полностью вне сферы контроля, потому что неосязаемо и неопределенно.

Фриц Риман, описывая людей с навязчивой структурой характера, отличительной чертой которых является именно тревога перемен, отмечает, что "в периоды жизненных затруднений и особенно в старости они убегают в прошлое, стараясь придать каждому периоду своей жизни особую значимость и фундаментальность, тем самым подавляя и преодолевая возникающие у них страхи и отвергая все, что напоминает им об изменчивости происходящего".

Лишенные спонтанности и открытости бытию, такие люди боятся сделать первый шаг, "так как их воображение  рисует им бесчисленные страшные последствия этого поступка... Таким образом, будущее становится вместилищем потенциального ужаса, неудач и провалов". Настоящее для таких людей является постоянным плацдармом сомнений и размышлений о том, сделать или не сделать то-то или то-то. Они тратят массу времени на продумывание „идеальных“ решений, то есть таких решений, которые "наверняка" обеспечат им в будущем такое же (или даже большее) чувство уверенности и безопасности, которое они испытывают в настоящем.

Страх будущего - это опасение воплощения в реальность негативных образов будущего, создаваемых тревожащимся человеком. Все мероприятия по предотвращению таких сфантазированных образов являются, по сути, борьбой с ветряными мельницами. Но эти мероприятия, как мы еще не раз увидим, определяют и заполняют собой все настоящее человека, отвлекают на себя ФОКУС ЕГО ВНИМАНИЯ, не давая ему сосредоточиться на реальности. Это чревато тем, что в ФОКУСЕ БЫТИЯ человек оказывается как бы безоружным и не в состоянии адекватно реагировать на требования момента, осуществлять выбор из реальных возможностей.

Как мы уже говорили, тревога непредсказуемого - это лишь нежелание реального переживания в будущем тех событий и явлений, которые человек представляет себе в своих пугающих фантазиях. ФОКУС ВНИМАНИЯ человека соскальзывает при этом в будущее.

Для "спасения" от пугающего будущего или бегства от мучительных переживаний образов нежелательного будущего, человек предпочитает не предотвратить наступление будущего, но и уйти от него еще дальше по временной оси - в прошлое, которое наделяется небывалыми свойствами. В таком воображаемом прошлом человек как бы чувствовал себя уверенно и безопасно.

Ожидание для себя в будущем каких-то неприятностей (как правило, подобных тем, которе были когда-то человеком уже пережиты), будет являться причиной переживания в настоящем того, что "ожидается", а не того, что реально происходит. Результат этого – выпадение из ФОКУСА БЫТИЯ и пассивность, уход от активных действий, чтобы избежать нежелательного будущего. Чтобы ожидаемые неприятности не воплотились в реальность, человек будет старательно избегать взятие на себя ответственности за поступки, выборы и решения.

Так, стремлению к постоянству и незыблемости приносится в жертву БЫТИЕ (которое, по определению, является неостановимым процессом). Ради эфемерной уверенности в безопасности человек жертвует своим личностным ростом и самоактуализацией.