quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Формирование навязчивого типа личности

Всем детям свойственно от природы стремление к расширению пространства, которое они имеют в своем распоряжении. Он старается фиксировать глазами то, что что он видит перед собой. Как только ребенок научится держать головку, он активно всматривается в доступные ему "дали". Научившемуся сидеть ребенку открывается уже значительно более широкая перспектива.

Сначала перекатываясь со спины на живот, потом ползая, малыш открывает для себя все больше интересного. Он старается все осмотреть и все попробовать - на ощупь, на вкус.

Как только сделаны первые шаги, то исследование мира идет уже семимильными шагами. Тут уж он готов рассмотреть, взять, потрогать все, до чего он может дотянуться. Ребенок, исследуя мир, постоянно играет с населяющими его предметами.

Иными словами малыш с самого раннего возраста исследует мир, проявляя любознательность, пытаясь влиять на него в меру своих (пока еще маленьких) сил и способностей. Такова природа человека (такова природа всего живого). Именно такая исследовательская деятельность и игра способствуют развитию навыков ребенка, накоплению и систематизации им информации о мире и о себе.

Конечно, слабые и неопытные ручки малыша, незнание им "правил" обращения с предметами зачастую не могут гарантировать сохранность тех вещей, за которые он берется. Что-то падает, проливается, разбивается. Что-то оказывается "не на своем" месте. Словом, исследовательская деятельность ребенка может гарантировать только "беспорядок".

Если его воспитатели не могут перенести этот "беспорядок", то результатом может быть "запрет на открытие мира" - неважно, в какой форме и под каким предлогом (старшие могут лишь желать, чтобы все вещи были целы и все было бы в порядке, но ребенок воспринимает любое одергивание как запрет - не говоря уже о крике и о наказаниях).

Чтобы исследовать мир, малыш нуждается в уверенности в своем окружении, уверенности в том, что он находится в безопасности. Окрики со стороны старших, постоянные одергивания, напротив, вселяют в ребенка лишь страх и неуверенность.

Результатом такого запретительно-авторитарного воспитания будет страх перед всем, что не укладывается в схему дозволенного и проверенного (то есть того, за что ребенка не наказывают). Ребенок понимает, что лучше "это не трогать", "туда не ходить", "на это не смотреть" - так безопаснее, так не страшно. Так возникает страх перед всем новым и неизведанным. Так возникает стремление сохранить и укрепить проверенное и привычное - а потому безопасное.

Фриц Риман так описывает человека с навязчивой структурой личности в его жизненном континууме:

Если ребенок постоянно подвергается запретительному, гиперконтролирующему и наказующему влиянию среды, он начинает испытывать неуверенность в своем стремлении к новым переживаниям и действиям, направленным на исследование мира. Наказание за такое поведение, вызывающее сильный страх и формирующее готовность переживания собственной виновности, приводит к тому, что ребенку не остается ничего другого, как постоянно контролировать свои поступки, учиться тормозить и заглушать свои эмоции.

В результате ребенок предпочитает не рваться в будущее, а оставаться в прошлом. Настоящее оказывается обойдённым вниманием такого ребенка, как потенциально для него опасное, ибо именно в настоящем он должен принять какое-то решение касательно своего поведения. И самым приемлемым поведением является то, что уже проверено и безопасно, то есть именно прошлое.

Став взрослыми, такие люди всю жизнь испытывают склонность постоянно размышлять о прошлом, подкреплённую еще и тем, что у них, как правило, очень хорошая память на прошлые события.

С возрастом им не остается ничего кроме чувства долга и воспоминаний об утраченном, что как-то отвлекает от мыслей о неизбежности смерти и заглушает страх небытия. При этом они, привыкшие быть незаменимыми, стремятся продемонстрировать свою силу и свою позицию любой ценой; они не уступают своего места, даже если их возраст не позволяет занимать такое положение.

Порой они с неприязнью, вплоть до ненависти, относятся ко всему новому и молодому. Они содержат в порядке свои дела, заблаговременно составляя завещание. Некоторые из них пытаются даже в завещательном распоряжении еще раз использовать и подтвердить свою силу.