Свобода как трансцендирование
Под трансценденцией мы понимаем способность человека выходить за границы своего настоящего. То есть человек свободен переноситься в своем сознании к тем своим состояниям и в те ситуации, которых еще нет, но которые он хочет реализовать, то есть сдалать существующими. Человек свободен, когда его целью является некая конечная граница того, чем он являемся (точнее может быть). То есть цель эта "есть не реально существующее, как выполняющееся желание, а объект, который еще не существует, - пишет Сартр, - Но эта цель может быть трансцендентной, только если она отделена от нас и в то же время доступна".
Ролло Мэй понимает сознание (являющееся, как мы уже видели, центральной характеристикой свободы) как способность „трансцендировать непосредственную ситуацию во времени и пространстве и мыслить в перспективе отдаленных последствий принимаемых в ней решений“. Свобода является, таким образом, возможностью „изменения того, что есть, способностью трансцендировать свою природу“ - то есть двигаться вперед, выходить за пределы той сущности, которой человек является.
Сарт подчеркивает, что человек "не может получать свои цели ни извне, ни из так называемой внутренней "природы": он их выбирает и самим этим выбором придает им трансцендентное существование в качестве внешней границы своих проектов". Таким образом, человечек в своей реальности определяет собственное бытие своими целями.
Бытие человека - это всегда движение вперед. Для этого движения человек нуждается в мужестве и в наличии энергии. Пауль Тиллих („Мужество быть“) утверждает, что жизненные силы человека (его витальность) питаются его творческими силами, направленными на достижение поставленных в будущем целей (то есть интенциональностью человека, его волей) и на постижение смысла (то есть его аксиологической устремленностью). В своём творчестве человек способен трансцендировать, то есть, по словам Тиллиха, выходить за собственные пределы, „творить за пределами самого себя, не утрачивая при этом самого себя“. В этом проявляется сила витальности. Тиллих указывает на взаимовлияние витальности и интенциональности, взаимно усиливающих друг друга. При этом он подчеркивает, что источником витальности человека является свобода.
Николай Бердяев также отмечает, что "свобода не есть индивидуализм, не есть самозамыкание и изоляция, свобода есть размыкание и творчество, путь раскрытия во мне универсума".
Устремленность в будущее, выход за временные рамки настоящего наделяет человека мерой свободы и делает его поведение гибким, позволяя ставить задачи и двигаться к целям во имя достижения образа желаемого будущего. МЕЧТУ в этой связи можно рассматривать, как нечто ведущее вперёд и мотивирующее, как что-то эвристическое, как озарение или вспышку. Благодаря мечте о том, чего еще нет, но что могло бы быть, рисуются картины будущего и готовятся планы, начинает витальностью наполнайться сосуд воли, мобилизуются усилия – и осуществляется рывок на изменения, освобождающие человека от зависимостей прошлого и настоящего.
Лев Толстой называл такую энергию, толкающую человека, по сути, в неведомое, „энергией заблуждения“. Мы всегда заблуждаемся, стремясь в неведомое и думая о будущем. Ведь по-настоящему познать своё будущее можно лишь тогда, когда оно станет настоящим - то есть тогда, когда осуществляться и станут реальностью события и явления, о которых мы лишь можем строить предположения. И эти реализовавшиеся обстоятельства никогда не будут совпадать с тем, что мы себе навоображали.
Конечно, возможны ошибки и неудачи – но именно этот рывок, преодолевая препятствия и предопределенность, детерминизм, переводит человека на новый уровень. На этом уровне открываются уже другие горизонты, за которыми скрываются тайны, познать которые еще только предстоит, снова выходя за собственные пределы.
Подобные переходы наполнены целым спектром переживаний: от тревоги и беспокойства в начале, до эйфории от успехов в процессе перехода (пик-переживания по Маслоу) и спокойной, но мощной радостью по достижении очередных высот в собственном развитии (плато-переживания по Маслоу).
Д. А. Леонтьев отмечал, что выход на новый уровень развития вырывает человека из круга предопределенностей и ограничений низшего уровня. При этом человек становится свободным от этих ограничений, будучи способным их преодолеть. Однако человек на новом уровне сталкивается с новыми ограничениями, ставящими рамки его свободе.
Подробнее о трансцендировании мы поговорим несколько позже - в разделе, посвященном росту и развитию.