quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Свобода как смысл

"Свобода есть характеристика действий личности,
действующей как целое, обладающей центром,
опирающимся на внутреннюю согласованность человека
и его смысловые структуры"
Ролло Мэй

"Сталкиваясь с той или иной ситуацией,
человек может найти наилучший путь.
Этот путь называется смыслом".
Альфрид Лэнгле

Альфрид Лэнгле отмечает, что смысл свободного поступка состоит в выборе наилучшего решения в конкретной ситуации, целенаправленно изменяя то, что эта ситуация человеку предоставляет, опираясь на имеющиеся обстоятельства и используя то, что имеется в распоряжении. То есть смысл экзистенциальной свободы состоит не в отстаивании СВОБОДЫ “ОТ” (от рамок судьбы и ограничений реальности), а в БЫТИИ “ДЛЯ” (для дела, для будущего, для становления).

С аксиологической (ценностно-ориентированной) точки зрения свобода обретает смысл и вообще возможна, если решения человека, его выборы основываются на его ценностях. Альфрид Лэнгле так сформулировал алгоритм свободы с точки зрения смысла:

  • Жизнь непостоянна, ее условия и ситуации с их возможностями все время меняются.
  • Я обладаю свободной волей, благодаря которой могу делать выбор из различных возможностей.
  • Каждый мой выбор не случаен: в основе его лежит то, что для меня является ценным.

Ж.-П. Сартр подчеркивает, что смыслы не лежат наготове ни внутри человека, ни вне его. Именно свобода выбора человеком своего будущего, своего проекта (того, каким он хочет быть), то есть свобода формирования цели и осуществления известного действия, реализующего ее, придает смысл мотивам и движущим силам человеческого поведения. Иными словами, человек в своей свободе наделяет высшей ценностью свой проект, тем самым придавая смысл всему тому, что помогает этот проект реализовать.

С другой стороны, пишет Сартр, человек придает смысл своей ситуации (какой бы она ни была, какие бы ограничения она ему ни ставила) своим выбором того, каким он будет в этой ситуации. Ситуация человека оказывается полностью его выбором, поскольку выбор своей позиции и своего поведения в любой своей ситуации меняет эту ситуацию - а следовательно меняет и ее смысл. Так, человек свободен молчаливо согласиться с несправедливостью, но так же свободен он восстать против нее. Он свободен укрыться и бежать, но он не менее свободен и защищать справедливость и бороться за то, что он считает ценным и несправедливо попранным. Любым свои (всегда свободным) действием человек придает смысл своему бытию. Принимает естественные ограничения и препятствия своей ситуации, человек наделяет эту ситуацию ее уникальным смыслом.

Любой поступок, любое действие человека осуществляется им свободно в мире, населенном другими людьми. То есть последствия поступка человека не могут не затрагивать в той или иной степени других людей. Поэтому Ролло Мэй обращает наше внимание на то, что "взвешивание отдаленных последствий своих действий есть социальный акт и неизбежно предполагает ценностные суждения".

Говоря о свободе отдельного человека, мы, несомненно, вплотную приближаемся к идее, что свобода других не должна быть (без исключительной необходимости в интересах общества) НАМЕРЕННО затронута или ограничена свободными действиями человека. Иными словами, одной из ценностей свободы является равная свобода для всех, то есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Ролло Мэй подчеркивает, что именно сознание человека, его взгляд на себя и свою историю, которую он создает своими свободными выборами, позволяет человеку - в зависимости от его (базирующегося на его ценностных суждениях) отношения к своей истории и последствиям своих действий - гибко реагировать в той или ной ситуации. То есть, опора на ценности и постоянное сознавание того, что человек делает и к чему это может привести, дает человеку возможность свободно выбрать решение, которое он сочтет осмысленным и правильным с позиции своих ценностных установок.

Конечно, человек не может предвидеть все возможные последствия своего свободного действия. Если человек свободен выбирать, никто не может гарантировать, что последствия его выбора будет именно таким, а не иными. Поэтому, отмечает Ролло Мэй, "неизбежность зла – это та цена, которую мы платим за свободу, расширяя потенциальные возможности для добра, она одновременно расширяет возможности и для зла".

Восприимчивость к добру означает, по мнению Ролло Мэя, чувствительность к последствиям своих действий.

Николай Бердяев заявляет, что свобода не является необходимостью выбора между добром и злом. В мире нет абсолютного добра, как и нет абсолютного зла; нет и четких критериев, различающих добро и зло. Есть лишь обстоятельства и цели, которые человек ставит, исходя из этих обстоятельств.

Бердяев, говоря о добре и зле, которые неизбежно являются результатами человеческих поступков, настаивает именно на творческом и созидательном характере свободы. “Для меня свобода, пишет Бердяем, - есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными передо мной добром и злом, а моё созидание добра и зла”.