quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Свобода как принятие и приятие

Свобода возможна лишь в рамках ситуации конкретного человека, в рамках его СУДЬБЫ. Потому что свободный выбор опирается только на нечто, данное конкретной ситуацией конкретному человеку.

Можно выбирать в пользу того, чего еще нет. Но для этого нужны реальные возможности, выбирая которые мы можем двигаться в направлении желаемого. Но нельзя выбирать из того, чего нет.

Поэтому задачей свободного человека является принятие и приятие своих данностей, своей судьбы. По словам Ницше, человек должен полюбить свою судьбу.

С точки зрения свободы принятие данностей является свободным выбором. Ниже мы рассмотрим, что человек в состоянии принять (то есть выбрать):

самого себя
свое прошлое
свою судьбу со всеми ее ограничениями

ПРИНЯТИЕ И ПРИЯТИЕ СЕБЯ КАК ВЫБОР САМОГО СЕБЯ

Свобода проявляется в достижении целей, которые представляют собой желаемое состояние человека в будущем. Человек выбирает образ себя будущего – проект самого себя. Свобода отсюда – выбор из возможностей, делающих возможным реализацию этого проекта.

Выбор себя в становлении – это всегда как бы отказ от себя наличного в пользу себя будущего. Но будущее невозможно без опоры на прошлое, которое является совокупностъю осознанных человеком состояний, отражающих историю его становления. Именно эта осознанная история предстает человеку в его настоящем в качестве образа себя наличного. Вглядываясь в своё будущее и человек понимает, чем он является в своем настоящем. Будущее придает тем самым смысл прошлому, а тем самым тому, чем человек является в своем настоящем.

Таким образом, свобода путём выбора того или иного проекта своего будущего превращает еще небывшее в состоявшееся – тем самым человек непрестанно изменяет свой мир и себя в своём мире. Познавая себя состоявшимся, то есть уже бывшим, он снова устремляется в будущее – к обновленному проекту самого себя, выбирая в настоящем те возможности, которые (по его мнению) способствуют достижению поставленных целей.

Движение в направление своего проекта означает постоянные изменения как себя наличного, так и своего проекта. “Тревога, когда она нам открывается, показывает сознанию нашу свободу и свидетельствует об этой постоянной изменчивости первоначального проекта“, - пишет Сартр. Поэтому по-настоящему свободным человек может почувствовать себя лишь тогда, когда он примет себя не как некую застывшую сущность, а как постоянный процесс перемен, процесс движения в направлении своего проекта – то естъ как постоянно находящегося в процессе становления.

ПРИНЯТИЕ СВОЕГО ПРОШЛОГО

"Наши действия следуют за нами"
пословица

„Свобода, будучи выбором, является переменой, - пишет Сартр, - свобода есть выбор цели в зависимости от прошлого“. Далее он объясняет, почему прошлое столъ важно для свободного выбора перемен.

Человек не в состоянии понять себя без прошлого. Человек в может осознатъ то, чем он является, только исходя из осознания того, чем он был в прошлом („прошлое является настоящим и основывается незаметно в настоящем“, - пишет Сартр). В этом осознании себя через своё прошлое человек видит в себе наличном нечто недостающее до образа себя желаемого (который Сартр назвал проектом). Это и становится очередным импульсом к переменам, рывком в будущее.

Сартр подчеркивает: „потому, что будущее является состоянием-которого-еще-нет по отношению к тому, что есть, его нужно понимать только в тесной связи с этим существующим, которое есть“. То есть прошлое всегда является стартовой площадкой в будущее, тем, на что опирается свобода, которая определяется „целью, проектируемой ею, то есть посредством будущего, которое она имеет в бытии“.

Из сказанного видно, насколъко важным является для человека его история, которую он творит, делая свободные выборы. Не менее важно и то, что каждым своим новым выбором человек придает новый смысл своему прошлому, от которого он отталкивается на пути в будущее.

Прошлое человека, таким образом, является составной частью и необходимым условием его проекта. То естъ выбирая своё будушее человек выбирает и свое прошлое. Прошлое таким образом постоянно создается заново.

„Мы не получаем наше прошлое, - пишет Сартр, - но необходимость нашей случайности предполагает, что мы не можем не выбирать его. Именно это означает "иметь в бытии свое собственное прошлое"... Для того чтобы мы "имели" прошлое, нужно, чтобы мы его удерживали в существовании самим нашим проектом к будущему“.

Можно сказать и так: "Если ты хочешь иметь такое прошлое, действуй таким-то или таким-то образом" (Сартр).