quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Тревога несправедливости

Лишь гордыня может считать,
что справедливости можно добиться здесь…
Справедливость – это иллюзия…
Бернард Вербер, “Танатонавты”
Итак, тревога несправедливости – это ожидание возможной несправедливости со стороны других людей. Поэтому важно понять, а не ожидает ли человек от других несправедливости, то есть не считает ли других лишенными любви и доверия, так как сам он (будучи эгоистом) лишен любви и привязанности, а потому и потенциально несправедлив, так как в своём поведении не следует принципам справедливости.
Причиной жизненной установки на возможную несправедливость является чрезмерная гордыня. По словам Артура Шопенгауэра, „именно амбиция и чувство чести и стыда, его мнение о мнении о нем других в многообразных и часто странных формах становится целью почти всех стремлений человека“. Гордыня проявляется, по мнению Карен Хорни, всеобъемлющими требования к жизни, которые  идут от "наивной" веры в свое величие до тщательной сделки с судьбой.  Такие люди убеждены, что все обязаны возмещать им (во что бы то ни стало) их потери.
При чрезмерном тщеславии, утверждает Карен Хорни, человек,чтобы соответствовать своему идеальному „Я“ выдвигает (разумеется, бессознательно) требования к жизни: во-первых, – быть исключением; во-вторых, – предметом особой заботы провидения. Третья характеристика таких требований лежит в ожидании человека, что к нему все должно прийти без всяких усилий, он даже не должен высказывать своего требования.
Карен Хорни указывает на нереалистичность подобных требований в двух отношениях: "личность заявляет о правах, которые существуют только у нее в голове, и обращает мало внимания (если вообще это делает) на выполнимость своих требований. Это очевидно в откровенно фантастичных требованиях быть освобожденным от болезней, старости и смерти. Но это точно так же верно и для прочих требований".
Человек считает, что имеет право на удовлетворение всех своих потребностей, включая особое внимание, деликатность, почтение. В требования превращаются также и самые простые желания и потребности (например, чтобы поезд пришел вовремя или чтобы на дорогах не было пробок). "Все нужды такого человека, вытекающие из его запретов, страхов, конфликтов и решений, обязаны быть удовлетворены или должным образом уважены", - пишет Карен Хорни.
Приведем здесь предложенный Карен Хорни примерный перечень  "требований", фрустрация которых может вызывать чувство несправедливости:
„Те, кто желает быть всегда правым, считают что они вправе всегда быть вне критики, сомнений или вопросов. Те, кого охватила жажда власти, требуют слепой покорности. Другие, для кого жизнь стала игрой, в которой все прочие должны стать объектами искусной манипуляции, считают себя вправе дурачить каждого, и, с другой стороны, претендуют на то, чтобы никогда не быть одураченными. Те, кто боится повернуться лицом к своим конфликтам, уверены, что все для них "образуется", что они сумеют "обойти" свои проблемы. Человек, агрессивно эксплуатирующий и запугивающий других, чтобы взвалить на них новый груз, будет негодовать, как на нечестность, если они станут настаивать на справедливых условиях совместной деятельности. Высокомерный, мстительный человек, норовящий оскорбить окружающих, но нуждающийся в их признании, считает себя "неприкосновенным". Что бы он ни вытворял с другими, никто не должен иметь возражений против такого обращения. Другой вариант того же требования – это требование "понимания". Неважно, насколько я мрачен или раздражителен. Меня нужно понять. Тот, для кого всеобъемлющим решением является "любовь", превращает свою потребность в требование исключительного и безусловного обожания. Обособленный, отъединенный от людей, и потому внешне нетребовательный человек, будет настаивать, однако, на одном требовании: чтобы его не беспокоили. Он считает, что ему ничего не нужно от других, а потому он вправе требовать, чтобы от него отстали – неважно, что при этом поставлено на карту. "Оставьте меня в покое" обычно включает еще и "не ждите от меня ничего" и избавление от критики, от усилий – даже если эти усилия ему необходимо сделать для собственного блага“.
Неудовлетворенность или опасение неудовлетворенности этих требований создают диффузное ощущение фрустрации, недовольства и несправедливости. Гордость такого человека "задета, если у кого-то есть что-то, чего нет у него, – неважно, нужно ему это или нет",  - пишет карен Хорни.
Хроническая неудовлетворенность сказывается в склонности в любой своей жизненной ситуации обращать внимание в основном и в первую очередь на недостатки, концентрироваться на трудностях и тем самым чувствовать недовольство ситуацией в целом. Как пишет Карен Хорни, " любая работа, к которой мы приступаем с разрушительным чувством свершающейся несправедливости или с тайным требованием, чтобы она была легкой, неизбежно станет напряженной и изматывающей".
Нереалистичные и чрезмерные требования, основанные на гордыне и тщеславии, кажутся человеку естественными. Отказ от таких требований означал бы катастрофу его представления о самом себе. Как утверждает Карен Хорни, человек, стремясь к совершенству, к торжеству своего идеального „Я“, как бы заявляет сам себе: „я не должен быть собой“. При этом он отождествляет себя со своим выдуманным „Я“, как бы фантастично оно ни было, и, лишаясь спонтанности, все силы отдаёт в компульсивном порыве тому, чтобы соответствовать этой иллюзии. Он невольно и бессознательно игнорирует правду, не замечает собственные и внешние ограничения. Именно по этой причине ему так ужасна даже одна мысль о сопоставлении с реальностью его фантазий о себе самом".
И человек встает непроизвольно на позицию, что не иллюзорность его требований виновата в неудачах, а внешние обстоятельства и другие люди ставят ему препоны на пути к реализации его требований, на пути к триумфу справедливости. Карен Хорни пишет по этому поводу: "По этой причине человек не может не прийти к заключению, что что-то не в порядке с миром вокруг него. Мир обязан измениться. А значит, вместо того, чтобы разбираться со своими иллюзиями, он предъявляет требования к внешнему миру. Другие люди и судьба обязаны обходиться с ним в соответствии с его раздутым представлением о собственной значимости. Все и каждый обязаны подстраиваться под его иллюзии. Иначе несправедливо. Он заслуживает лучшей доли".
С другой стороны, подчеркивает Карен Хорни, человек, запутавшийся в своих нереалистичных представлениях о мире и о себе самом, чувствует себя вправе на что угодно. В реальном же мире он легко приходит в замешательство относительно своих прав, чувствуя порой, что у него нет никаких прав. И это воспринимается им как крайняя несправедливость.
Следующее свойство людей, стремящихся состоит в том, что они не ведают реальных границ своих возможностей и способностей. Отсюда постановка нереальных целей, причем планка может быть слишком низкой или недостижимо высокой. Общее свойство подобных людей, по сути, презирающих реальное планирование своей деятельности, продвижение к целям шаг за шагом, реальную подготовку и обучение на собственном опыте, Карен Хорни выразила в формуле: такой человек „не хочет взбираться на гору, он хочет сразу оказаться на вершине“.
Результатом служит всё то же чувство несправедливости. Недостижимые цели „окажутся“ недостижимы вследствие козней недоброжелателей или злого рока. А если достигнуты малые цели – то найдутся виноватые и в том, что ему, столь много заслуживающему, достаётся такой мизер.

ПРЕДНАМЕРЕННАЯ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
По сути говоря, несправедливость всегда преднамеренна, поскольку человек, совершая несправедливый поступок, знает о (пусть даже только возможных) негативных последствиях для другого. Я имел в виду, что могут быть случайные негативные последствия изначально вполне справедливых поступков.
Когда мы преследуем свои интересы, то, даже поступая с позиции справедливости, можем каким-то образом ущемлять других людей. Здесь важна готовность признать и искупить свою вину. С другой стороны, мы должны допустить, что поступки других людей также порой могут ущемлять наши интересы, нравиться нам. Такое допущение создает основу ТЕРПИМОСТИ и ПРОЩЕНИЯ.
По поводу терпимости - пара замечаний. Справедливость основана основана на свободе личности, то есть опирается на индивидуальность каждого отдельного человека. Мы все, хоть в чем-то похожи, но во многом уникальны. Да простится мне такая тавтология: другой потому и другой по отношению к нам, что он другой. И именно справедливость, признавая свободу каждой индивидуальности, дает основание и требует от нас терпимости, то есть принятия тех различий, которые присущи каждому из нас.
Теперь о прощении. Если мы имеем право на ошибку, то и другой имеет точно такое же право. То есть мы должны учиться терпеть и прощать ошибки других людей. Но только если это ошибки, а не преднамеренные поступки, направленные на то, чтобы нам навредить.
Как же определить, ошибка ли это или намерение?
Нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый человек должен уметь найти его сам - в каждом конкретном случае.
Здесь-то как раз и кроется опасность того, что мы можем начать чувствовать себя несправедливо обделенными или обиженными, поскольку мы можем посчитать поступки человека или группы, вызвавших эту обиду, поступками преднамеренными.
Человек, склонный к гипертрофированному восприятию несправедливости, склонен искать ее персонификацию, олицетворение причины, которой может быть приписана вина за несправедливость. Когда виновник определен, то становится легче. Можно ему отомстить (хотя бы в своих фантазиях). Если образ врага найден, это всегда приводит к снижению внутреннего напряжения, тревоги. Образ общего врага способствует объединению с другими обиженными. Это укрепляет самолюбие и придает силы, создаёт существенную опору в жизни (что.то вроде "внешнего скелета"), в то время как человек, находящийся в позиции жертвы, нередко лишен внутреннего стержня.
Если нет возможности найти конкретного человека или какую-то реальную структуру (группу, организацию), виновную в несправедливости, то человек будет обвинять судьбу, жизнь, Бога. Именно в стремлении определить виновного и кроется склонность к ропоту, когда человек чувствует себя несправедливо обиженным или впадает в УНЫНИЕ.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
1) Мать девочки-подростка недовольна стилем причесок дочери, всевозможными вычурными пирсингами, образом жизни. Мать ощущает себя до глубины души возмущенной поведением дочери. Дочка, обретающая чувство свободы и ищущая себя, становится как бы "неуправляемой", что для матери является ударом по самолюбию. Не в силах сдержать негодования, мать выговаривает дочери за все ее "прегрешения". В ответ та еще больше замыкается и отдаляется, обвиняя мать в недостаточной любви.
Что же мы видим здесь? Мать, обуянная гордыней, считает что она в состоянии и вправе контролировать свою дочь. Когда ей это не удается, она воспринимает для себя всю ситуацию как страшно несправедливую. Отсюда ее гнев и негодование. А есть ли несправедливость со стороны дочери? Думается, нет. Она не затрагивает интересы матери. Мать ощущает себя несправедливо обойденной дочерью в том смысле, что та не поддается на попытки ее контролировать. В действительности же ситуация здесь обратная. Это мать нарушает принцип справедливости, пытаясь (конечно, неосознанно) полностью лишить дочку свободы самовыражения. В ответ дочка справедливо негодует и протестует (по-своему: поздно приходит домой, не предупреждает родителей, плохо учится). В результате матери приходится возмущаться поведением дочери, ее "успехами" в школе.
Конечно, дочка еще несовершеннолетняя и мать в ответе за нее во многом. Но стоит ли размениваться на мелочи, пытаясь ограничить дочь в тех областях, которые отражают ее свободное самовыражение, творя тем самым самую настоящую несправедливость? Тем более, что протест на подобные ограничения и запреты может, порой, приводить к несравнимо более опасным последствиям, чем то, против чего ведется борьба.

2) Молодая женщина поражена коварством своего любимого, с которым прожила более двух лет. Она старалась для него создать все необходимые условия, готовила ему разнообразные блюда, одарила его массой нежности и ласок. А он оставил ее, такой неблагодарный. Она хотела-то только одного - чтобы он тоже был с ней ласков и нежен, дарил только ей свои любовь и внимание (как она это делала, выбрав только его одного). Она не требовала от него многого - лишь бы только он сразу приходил домой с работы, поменьше встречался с этими балаболами-друзьями (а лучше вообще отказался от посиделок с ними). Ну и, конечно, зачем ему обмениваться бесконечными улыбками с чужими женами и даже с официантками или стюардессами. А раз уж он с ней выходит, то пусть он оденет что-то другое, а не то, что он привык носить за все те годы, пока они не были знакомы...
Ну разве многого она просила? И вот она теперь одна. Это вопиющая несправедливость!
Спрашивается, кто с кем поступил несправедливо? Та, которая ограничивала свободу своего любимого, или тот, который вырвался из удушающих пут ревности и тотального контроля.
3) Мать семейства, выбиваясь из сил, старается по максимуму "обслужить" своего мужа и всех чад. Она готовит, ходит по магазинам, стирает, наводит в доме порядок. Да мало ли, сколько дел найдется тому, который хочет сделать своих близких счастливыми. Конечно, она устает. Конечно, иногда сердится на своих домочадцев за то, что они ленятся и не предлагают ей своей помощи. Но покуда сил хватает, она снова и снова погружается с головой в привычные заботы. Еще бы. Она же ДОЛЖНА так поступать, потому что так ПОЛОЖЕНО - и кто же еще сделает ее близким от всего сердца то, что делает она. Но вот наступает ситуация, когда женщина выдыхается... Она оглядывается вокруг и видит: все попросту привыкли к ее трудам, не видя в них ничего особенного, и не воздается ей что-то по заслугам. Для чего же она старалась, столько сил тратила, недосыпала ночами, отказывала себе в развлечениях!!! Они все - просто неблагодарные свиньи!!! Как могут они относиться к ней, такой самоотверженной, доброй, хорошей, - столь несправедливо?
О том, что такое "СПРАВЕДЛИВОСТЬ", прочтите, пройдя по ссылке

 

 

 

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

Саша: Об иллюзиях