Ответственность и обязательства
"Человек – это животное,
которое может давать обещания"
Фридрих Ницше
Ролло Мэй, комментируя приведенное в эпиграфе высказывание Ницше, подчеркивает, что под обещанием не следует понимать простую реакцию человека на социальное давление, „проявляющееся в выражении требований группы, толпы или большого сборища людей“, или простую ИНТРОЕКЦИЮ социальных требований.
Человек, согласно Мэю, „может сознавать тот факт, что он дал слово, может рассматривать себя как существо, которое приходит к соглашению; таким образом, обещание предполагает осознанное отношение к самому себе“. Поступок человека, опирающееся на осознанное обещание (соглашение), будет также осознанным и ответственным.
Некое соглашение (устное или письменное - неважно) с кем-то об осуществлении какого-либо действия является обязательством. Этим кто-то может быть и сам человек, берущий на себя обязательство. Однако в последнем случае часто оказывается, что человек обязывает себя в отношение кого-то другого, с кем он себя ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ (см. ИДЕНТИЧНОСТЬ и СТРУКТУРА „Я“). Именно эта „другая“ сторона человеческого „Я“ требует от него принятия на себя определенных обязательств.
Результатом взятого обязательства является ответственность перед тем, в отношение кого взято обязательство (то есть в определенных случаях – перед самим собой).
Лиз Бурбо обращает наше внимание на то, что обязательство всегда находится в сфере «иметь» или «делать», то есть лежит в материальной сфере. Ответственность же (как и свобода) всегда находится в самой сердцевине бытия – потому и относится к духовной сфере. Поэтому обязательства можно перекладывать на другого (если он согласится их принять на себя) – ответственность же за свои поступки и выборы всегда лежит на самом человеке и ни при каких обстоятельствах не может быть ни на кого переложена.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что человек всегда свободен в своем выборе, решении и поступке. А значит и обязательства на себя может брать только он сам. Никто не в состоянии обязать человека делать что бы то ни было. Взятие на себя обязательств – такой же акт свободы, как и все другие поступки человека. Потому и ответственность возможна только за свободно взятые на себя обязательства.
Даже в организациях и общественных или политических структурах человек отвечает только за те обязательства, которые он добровольно взял на себя. Так, если человек соглашается играть по “установленным правилам”, то тем самым он берет на себя и ответственность за обязательства, из этого вытекающие, а также за последствия выполнения этих обязательств.
Конечно, другие люди могут пытаться заставить или принудить человека связать себя определенными обязательствами, за которые ему придется впоследствии отвечать. Либо же они могут хитростью или обманом склонить человека к нужному для себя решению, взывая к его чувству ответственности как к некой “обязанности” поступить определенным образом. В таком случае мы имеем дело с манипулятивным поведением: другой пытается навязать человеку нужные для себя схемы поведения или поступки.
Поэтому так важно различать истинную ответственность (ответственность перед собой и перед другими за последствия собственных свободных поступков) и чувство ответственности, которое навязывают человеку другие люди в своих корыстных интересах, “взваливая” на него обязательства.
В своих совместных действиях, направленных на достижение общей цели, на осуществление общих замыслов, люди могут распределять обязательства между собой. Один делает это, а другой то. И каждый отвечает за то, что делает именно он. Человек не может быть ответствен за обязательства другого (брать же обязательства за другого – безответственно). А для себя человек отвечает на вопросы типа: “выполнил ли я мое обязательство и насколько хорошо и полно? доволен ли я результатами моих поступков?”.
При распределении обязанностей (то есть при взятии на себя определенных обязательств) необходимо осознавать свои собственные интересы, потребности, внутренние возможности и собственные пределы, чтобы не взять на себя заведомо чрезмерные обязательства.
Важно не забывать, что любое обязательство имеет конкретные измерения (что, как и когда должно быть сделано, кто и какой вклад вносит в общее дело). Поэтому ответственный человек не просто берет на себя обязательства, но непременно конкретизирует для себя (и – если надо - для другого) детали этих обязательств.
И, конечно, ответственный человек всегда будет взвешенно подходить к распределению обязательств, чтобы потом у него не возникло чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ от такого распределения задач.
„Учитесь делать паузу, прежде чем сказать кому-либо да или нет“, - советует Лиз Бурбо тем, кто стоит перед выбором – брать или не брать на себя какое-либо обязательство.
Важный момент стоит здесь обсудить – а именно то, что многие люди считают себя связанными обязательствами, что является причиной жестоких разочарований и психических срывов. Так, человек может находиться во власти своих внутренних “НАДО” и "НЕЛЬЗЯ”, как бы обязывающих его поступать или не поступать определенным образом. Еще один случай – человек хочет доказать себе что-то и потому берет на себя определенные обязательства.
Следующий вариант – человек считает себя “обязанным” вести себя определенным образом по отношению к другому человеку. Мы подробнее рассмотрим этот вариант ниже, когда будем говорить о невозможности быть ответственным за других людей (в особенности за их счастье) и о бессмысленности ограничения себя в своем развитии, чтобы “не обидеть” другого.
Ответственным поступком может быть и освобождение от своих обязательств, когда человек осознает что он не в состоянии их выполнить, либо они больше не соответствуеют его текущим потребносттям, или поймет, что они были ему навязаны, либо обстоятельства изменились настолько, что взятые обязательства уже не актуальны.