quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

Тревога ответственности и оси бытия

Существование человека, развертывающееся по ОСЯМ БЫТИЯ, представляет собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, вытекающую из конечности его жизни, отмечает Виктор Франкл. Все, с чем сталкивается человек на путях своего бытия, является его СУДЬБОЙ. Избежать ее нельзя - судьба задает человеку рамки его свободы. Каждое мгновение человек сталкивается с конкретной жизненной ситуацией, с МАТРИЦЕЙ СУДЬБЫ, которая представляет собой набор внешних и внутренних обстоятельств. Ответственно поэтому принимать свою судьбу, действовать в ее рамках. И абсолютно безответственно бороться против этих рамок, действовать вопреки судьбы.

Своим поступком (ПРИЧИННОСТЬ) человек запускает волну в окружающий мир, которая нарушает в той или иной степени равновесие СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, в которую включен человек. Изменения, возникающие в этой системе, рано или поздно возвращается к человеку в виде ответной волны. Сходясь в ФОКУСЕ БЫТИЯ, волны синергетической системы формируют ужу упоминавшуюся МАТРИЦУ СУДЬБЫ. Здесь важно отметить, что равновесие в синергетической системе нарушается в направлении тех намерений, с которыми человек совершал свой поступок. Иными словами - человек своими намерениями выбирает изменения в своем мире в направлении добра или зла.

Интересные наблюдения сделал Сальваторе Мадди, разработавший теорию экзистенциального выбора. Он отмечает, что человек, по сути, делает выбор лишь в пользу будущего или в пользу прошлого.

Мадди подчеркивает, что выбор будущего означает выбор неопределенности и неизвестности, а значит, и всех рисков и тревоги, которые с этим связаны. Ведь человек не в состоянии предвидеть ни последствия своих поступков, ни те ситуации, которые ожидают его "там, за поворотом". Выбор в пользу будущего означает принятие на себя тревоги, которая, словно струна, вибрирует в резонансе с неопределенностью и непредсказуемости будущего.

Ощущая тревогу, мы понимаем, что движемся в будущее. Прислушиваясь к тревоге и приглядываясь к постоянно изменяющейся реальности, мы в состоянии делать поправки нашего курса, принимая ответственные решения в нужном месте и в нужное время. Выбор в пользу будущего - это выбор в пользу РОСТА И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

Выбором в пользу прошлого Мадди назвал выбор неизменности, стабильности. Но эта стабильность иллюзорна, ибо бытию свойственно "ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ". То есть возможности приходят и уходят, а человек, стремящийся к стабильности и пытающийся избежать тревоги ответственности, будет пассивен. В результате - упущенные возможности, сопровождающиеся ощущением ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ.

Мы уже не раз говорили о том, что восприятие ВРЕМЕНИ в нашей жизни определяется событиями, которые с нами происходят или которые мы ожидаем (см. также ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ). Немало таких событий мы творим своими собственными руками. Своими свободными поступками мы запускаем КАЛЕНДАРИ И ЧАСЫ нашей жизни. Какими будут последствия каждого из этих событий, что мы будем переживать, думая о том, что когда-то совершили (чувство ВИНЫ и подавленности или удовлетворения и радости) - зависит от того, насколько ответственно мы подошли к нашему решению в тот момент, когда осуществляли свой свободный выбор, когда совершали свой поступок.

Одним из аспектов ответственного поведения является способ обхождения со своим прошлым. Карен Хорни приводит несколько примеров того, как человек безответственно обращается с негативными последствиями своих поступков, пряча отказ от ответственности за "псевдообъективностью":

"Неприятное происшествие можно оставить в памяти, но отряхнуть с него грязь извинениями и оправданиями (или обвинением кого-то другого). Сходным образом, многие люди считают, что выразить сожаления по поводу сделанного означает исправить ошибку. Мы забываем то, чем нам не приходится гордиться, или приукрашиваем, или обвиняем кого-то другого – мы хотим сохранить лицо, не признаваясь в этом откровенно. У всех этих механизмов есть общая тенденция – отказ принять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ".

Но даже если человек совершил проступок, за который раскаивается и переживает чувство вины, не все еще потеряно для ответственного человека. "Кто осознал, что вина не есть судьба, из-за которой осмысленная жизнь становится невозможной, - пишет Альфрид Лэнгле, - тот легче берет на себя ответственность, ибо ему не нужно уже избегать ее из-за страха оказаться виноватым. Он становится более зрелым и способным к самостоятельной жизни. Но сама жизнь от этого не становится комфортнее, она делается лишь более насыщенной, более ценной, более содержательной".

Человек не в состоянии изменить и отменить произошедшее. Но он в состоянии изменить самого себя. Приведем слова Альфрида Лэнгле:

"Хотя событие свершилось, для меня-то оно еще не закончилось. Я могу еще изменить себя самого, свое отношение к произошедшему, к своему поступку. Я могу, например, отказаться от своей позиции упрямого протеста (иногда для этого требуется помощь других людей), трезво взглянуть на ситуацию, признать свою вину и свои слабости. Признание факта ("Я это сделал") часто открывает пропасть между моими представлениями о себе и идеалом; я начинаю видеть, что во мне многое надо изменить, понимать, над чем нужно работать, чтобы больше уже не приходилось бежать от себя. Вина становится больше, когда человек игнорирует ее".

Произошедшие события уносятся в ПРОШЛОЕ, то есть становятся уже принципиально неизменяемыми в силу НЕОБРАТИМОСТИ событий. "Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в те реальности, которые надежно хранятся в прошлом, навсегда", - пишет Виктор Франкл. Он отмечает далее, что именно неизменяемость прошлого, его целостность составляют основу человеческой судьбы. Эта неизменяемость прошлого (состоявшейся судьбы) не означает, однако, что человек может снять с себя всякую ответственность за свое настоящее и будущее.

Судьба, то есть все уже свершившееся, должна всегда выступать стимулом к новым, сознательным и ответственным действиям, пишет Франкл:

"Конечно, прошедшее во многом определяет и объясняет НАСТОЯЩЕЕ, однако никак нельзя представить себе БУДУЩЕЕ, которое определялось бы исключительно прошлым. В этом заключается ошибка, типичная для фаталистической позиции невротика, который, вспоминая свои прошлые неудачи, заключает, что его неудачная, несчастная судьба определяет и оправдывает все его возможные будущие ошибки. На самом деле ошибки прошлого должны служить плодотворным материалом для формирования более совершенного, "лучшего" будущего; из собственных промахов необходимо извлекать уроки".

Своими выборами и поступками мы созидаем, творим наше будущее (см. СВОБОДА). Определённый выбор всегда означает смещение спектра потенциальных возможностей человека на выбранный путь. Потенциальный образ его будущего также меняется в зависимости от совершенных им поступков и их последствий, осознаваемых человеком. Это является еще одним аргументом в пользу большей ответственности в момент принятия решений. Опасение возможный ошибок или негативных последствий, концентрируясь в негативных ОЖИДАНИЯХ, может существенно ограничивать решимость человека совершить тот или иной поступок. Внимание человека соскальзывает с фокуса бытия в будущее, куда его притягивают его страхи. Таким "странным" образом человек защищается от тревоги ответственности (см. ПРИТЯЖЕНИЕ СТРАХОВ).

Решиться на что-либо - значит связать себя обязательствами, отмечает Альфрид Лэнгле. В принципе, осознание собственных обязательств вносит ясность в душу человека, облегчая ему осуществление выборов в дальнейшем. Однако некритичная верность обязательствам делает человека негибким и поступки его могут не отвечать требованиям момента.

Безответственное поведение, например, предательство самого себя, действие вопреки своей совести (из страха ли, из тщеславия ли), отмечает Эрих Фромм, делает каждое следующее „правильное“ решение более трудным. Следствием предательства самого себя становится усиливающееся самопренебрежение, потеря уверенности в себе и внутренняя слабость, скрытые за удовлетворением от новых "завоеваний". Так, возможность свободы постоянно сужается: всё меньше остаётся реальных возможностей, подходящих под "выбранный" стиль поведения.

Еще раз хочется обратиться к Виктору Франклу, отмечающему важность ответственного подхода человека к своему собственному БУДУЩЕМУ:

"Прекрасно сознавать, что будущее, мое собственное будущее и вместе с ним будущее мира, людей вокруг меня каким-то образом – пусть даже и в незначительной степени – зависит от того, какое решение я приму в этот момент. То, что благодаря этому решению я воплощаю, "привношу в мир" – я делаю действительностью и тем самым уберегаю от бренности".