Временной аспект скуки
„Будь вы богаты или бедны,
рано или поздно вы пострадаете
от избыточности времени“
Иосиф Бродский
Как утверждает Абрахам Маслоу, человек с неудовлетворенными базовыми потребностями (особенно связанными с жизненно важными вещами - еда, кров, безопасность), как правило, занимает все свое время попытками удовлетворения этих потребностей (немного времени остается лишь на сон). После того, как потребности удовлетворены (понятное дело, раз и навсегда это невозможно), в распоряжении человека оказывается некоторое количество ничем не занятого времени.
В современном обществе люди сталкиваются со значительной избыточностью времени, что является источником различных видов тревоги. Так, человек может не находить себе смысла в свободных промежутках времени, что столкнет его с ТРЕВОГОЙ БЕССМЫСЛЕННОСТИ. Осознание недостаточности связей с другими людьми чревато прорывом ТРЕВОГИ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА. Или же отсутствие увлекательных (или вообще каких бы то ни было) занятий может вызвать рассматриваемую в этом разделе ТРЕВОГУ ПУСТОТЫ, проявляющуюся скукой «неубиваемого» времени.
Скука по-немецки будет "Langeweile", что в буквальном переводе означало бы "долгодление". Это интересно, поскольку подчеркивает "временной" характер скуки и делает понятным, почему человеку хочется от нее избавиться, чтобы время скуки проходило побыстрее. По сути, человек желает, чтобы время ушло. Это желание, конечно, парадоксально, ведь уходящее время - это время жизни, это уходящая навсегда часть человеческой жизни. Но такова уж скука, что "сокращение" жизни является неплохой ценой за избавление от скуки.
ОЖИДАНИЕ И СКУКА
"Мучительности нашего существования
немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время.
Оно только того оставляет в покое,
кого передало скуке"
Артур Шопенгауэр
Время ожидания чего бы то ни было многим может показаться очень томительным и скучным. Ожидание – это промежуток времени от точки отправления до пункта назначения (например, дорога, то есть время в пути, ожидание наступления желаемого события, достижения вожделенной цели). Время ожидания нередко воспринимается не как процесс бытия, постепенно ведущий к желаемому, а как досадная помеха между сейчас и потом. И на эту помеху человек сердится и как бы молит: „Лучше бы этих томительных минут (часов, месяцев, лет) не было бы вовсе!“.
Но промежуток между "здесь" и "потом" - это попросту ВРЕМЯ, часть времени, отведенного человеческой жизни! Но нетерпеливость и страстное желание события заставляют человека торопить время. Ведь человек нередко не воспринимает время как поток перемен и смену возможностей, то есть не использует каждое мгновение для полной жизни. Вместо этого человек предпринимает попытки "убить" время ожидания (благо, способов немало - мы поговорим о них в главе о ЗАЩИТАХ ОТ ТРЕВОГИ ПУСТОТЫ).
Ожидание пугающего события, напротив, чаще не вызовет скуки. Время ожидания будет наполнено ТРЕВОГОЙ ОЖИДАНИЯ, от которой человек будет "спасаться" с помощью различных техник, например, уходя в себя и, тем самым, убегая от неприятной реальности: СМЕЩЕНИЕ ПО ОСЯМ БЫТИЯ, в частности, ПРИТЯЖЕНИЕ СТРАХОВ И ЗАБОТ.
МОНОТОННОСТЬ И СКУКА
„Повторение - мать скуки“
Иосиф Бродский
Известно, что жизнь, "как зебра полосата". Вроде бы не соскучишься. Но, оказывается, нет. "Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой", - пишет Бродский. Почему так происходит?
Во-первых, сменяющие друг друга "полосы" состоят во многом из уже пережитых когда-то впечатлений и похожих одно на другое событий. То есть сменяемость - весьма относительна. Ее, скорее, можно назвать повторяемостью. Но стоит задаться вопросом - как же это возможно, что из уникальных по сути мгновений складывается такая однообразная и навевающая скуку канва человеческой жизни? Причем абсолютно неважно - монотонность ли это бедности с ее убогой каждодневностью или монотонность богатства с блестящей мишурой приемов, клубов, знаменитостей.
Ответ на этот вопрос будет таким. Человек становится пленником стереотипного подхода к своей жизни. По сути, идет гонка за тем, чтобы удержаться на этом уровне или подняться на новый. Но, что бы ни происходило, набор приемов оказывается в конечном итоге весьма ограниченным. Отсюда - рано или поздно осознаваемое ощущение повторяемости и монотонности и скука. По словам Бродского, "скука - сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от нее должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике - как раз повторение".
Даже постоянное стремление к оригинальности и изобретательности не помогает, утверждает Бродский: "само понятие оригинальности или новшества выдает монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стиль есть скука.
Кроме того, за подавляющим большинством наших каждодневных действий стоит "чистая механика". Мы делаем сегодня то, что делали вчера и год назад, что будем делать завтра и через десять лет (конечно, с известными вариациями). Мрачноватая перспектива! Но только для тех, кто подменяет реализацию СМЫСЛОВ на основе возможностей момента "СУРРОГАТАМИ СМЫСЛА" (СТРЕМЛЕНИЕМ К УСПЕХУ, ПОГОНЕЙ ЗА СЧАСТЬЕМ).
Вынужденная монотонность убивает душу. Недаром, карательные режимы стараются подвергнуть несогласных изнуряющему и монотонному труду, чтобы те смирились, лишились воли. В этом случае скука будет оттеснена ОТЧАЯНИЕМ, которое впоследствии может сменится апатией и тупым безразличием к себе и к миру.
СКУКА - ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ КАК ТАКОВОГО
"Скука - вторжение времени
в нашу систему ценностей"
Иосиф Бродский
Живя бурной жизнью, в которой перемешаны работа, досуг, отношения, мы забываем порой о СВОЙСТВАХ БЫТИЯ, уделяя все свое внимание тому, что мы считаем важным. Но такая "забывчивость" чревата уходом от по-настоящему важных вещей, в частности, от того, что касается нашего ПОДЛИННОГО Я. Часто мы действуем ему в ущерб, сами того не замечая. Мы проматываем время, не удосуживаясь задуматься над тем, что оно - самая большая наша драгоценность.
Но порой наполненность жизни сменяется ощущением пустоты, и скука сталкивает нас лицом к лицу со временем. Здесь я позволю себе процитировать фрагмент выступления Иосифа Бродского перед выпускниками колледжа (лучше не скажешь!):
"Скука - это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем. Возможно, этим объясняется боязнь одиноких, оцепенелых вечеров, очарованность, с которой мы иногда наблюдаем пылинку, кружащуюся в солнечном луче, - и где-то тикают часы, стоит жара, и сила воли на нуле.
Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив, широко распахните его. Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни - урок, которого вы не получили здесь, на этих зеленых лужайках - урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться.
"Ты конечен", - говорит вам время голосом скуки, - "и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно". Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако, ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение".
***
Чувство скуки – это не навсегда. От него можно избавиться разными путями. Если держать путь к себе, то на смену скуке придет внутренний рост.
Автор одного сайта, весьма толковый и ангажированный молодой человек, Николай Перов, утверждает: „Избавившись от чувства скуки, вы научитесь наслаждаться отдыхом, минутами покоя и бездействия, временем, проведенным в диалоге с собой, или занимаясь любимым делом, своим хобби. Вы начнете ощущать комфорт, находясь длительное время наедине с самим собой. Поэтому станет казаться, что свободного времени будет катастрофически не хватать“.
Я полагаю, что здесь верным будет радикально обратное. Со скукой, как и с другими "неприятными" экзистенциальными вещами, нельзя бороться: ничего этим не добиться, только себе хуже сделать. Необходимо позитивное начало – а именно: сначала прийти к себе (к своему ПОДЛИННОМУ Я) и, уже как следствие, научиться наслаждаться временем, не заполненным суетой.
Тогда скука уйдет сама, потому что время, раньше занятое скукой, время переживаемой пустоты мира, обретет СМЫСЛ. Смысл внутреннего ДИАЛОГА и созерцания, меняющих систему внутренних ценностей и отношение к бытию (постепенный переход в МОДУС БЫТИЯ). Тогда ПОДЛИННОЕ Я с его истинными потребностями будет „заказывать музыку“. Так, самодостаточность заполняет пустоту и изгоняет скуку.
Подробнее мы поговорим об этом в разделе ТРЕВОГА ПУСТОТЫ И РОСТ.