quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Пространственный аспект восприятия бытия

Свойства ПРОСТРАНСТВА, имеющего протяженность и объем (что в каждодневности легко и без проблем воспринимается нашими органами чувств), переносится обыденным человеческим сознанием и на другие КАТЕГОРИИ БЫТИЯ.

Так, ВРЕМЯ воспринимается нередко в „пространственном измерении“. Это видно из самого описания времени: долгие (длинные) годы, протяженное время. Также время может восприниматься СУБСТАНЦИОНАЛЬНО, как некий осязаемый предмет (такому восприятию служат, например, приборы измерения времени (часы) или, скажем, хронологические приспособления (календари). Время, тем самым, из неостановимого течения бытия „превращается“ в более или менее стабильный и осязаемый (пусть и текучий) „предмет“.

Как мы уже рассматривали в главе, посвященной ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВРЕМЕНИ, на восприятие времени как сжатого или растянутого влияет деятельность человека, осуществляемая в данный отрезок времени. Осмысленная и последовательная деятельность человека также связывает времена – прошлое, настоящее и будущее – в единую цепочку (см. СВЯЗЬ ВРЕМЕН). Но об этом – чуть ниже.

СУБСТАНЦИЯ является для человека важным условием ощущения стабильности. Поэтому ему так свойственно окружать себя предметами, что проявляется в приверженности МОДУСУ ОБЛАДАНИЯ. „Пространство жизни“ – воспринимается как пустота, если оно вдруг оказывается „не заполненным“ привычными предметами или событиями (которые тоже воспринимаются как вещи, если их можно приобретать, если ими можно „обладать“).

Воспринимая себя исключительно как СУБСТАНЦИЮ, человек ограничивает себя лишь „вещной“ стороной своего бытия. Видя себя некой неизменной (или очень медленно изменяющейся) сущностью, человек обманывает самого себя. Такой взгляд на самого себя уводит человека от восприятия своей бытийной сущности – то есть неостановимого процесса изменений и СТАНОВЛЕНИЯ.

Опора на свою „твердую“ сущность (вот оно, тело: руки, ноги, голова) дает человеку иллюзию внутренней стабильности и твердой почвы под ногами. Осознание же зыбкости и текучести собственного бытия способно буквально выбить почву из под ног.

„Превращение“ субстанции в процесс (я имею в виду осознание того, что человек есть процесс бытия) вызывает "щекотное" ощущение пустоты – внутри самого себя. Но эта видимая пустота и есть самая что ни на есть квинтэссенция человеческой сущности – его трепетная, стремящаяся к росту и становлению САМОСТЬ.

ПРИЧИННОСТЬ как неостановимый процесс взаимовлияния субстанций, ведущий к переменам, происходит ежемоментно и незаметно, однако воспринимается в силу особенностей наших воспринимающих возможностей как нечто более или менее дискретное. Например, мы воспринимаем событие как произошедшее, когда осознаем то, что оно произошло – хотя это событие произошло уже давно и продолжает происходить дальше (процесс перемен неостановим). Мы воспринимаем поэтому события, свидетелями или участниками которых являемся, как куски, составляющие историю нашей собственной жизни.

Человек сам, как причина той или иной перемены, находится в плену у времени. Чтобы совершить какое-нибудь действие, человеку требуется определенное время. Чтобы достичь определенной цели, он должен совершить последовательность действий. Так, замысел и результат, причина и следствие, оказываются отделены друг от друга порой значительными отрезками времени. В результате своей причинной активности человек преодолевает пространство бытия (представляющего собой неостановимый поток перемен), измеряемый в жизни человека минутами, днями или годами. Для заполнения этого пространства, от человека „требуется“ постоянная активность, чтобы время ожидания результата одного дела было бы заполнено другими делами - чтобы не оставалось свободного пространства, ведь свободное пространство бытия столь мучительно для многих людей.

Еще один пространственный аспект восприятия бытия связан со СВОБОДОЙ. Как отмечает Ролло Мэй, человек свободен каждое мгновение своей жизни выбирать, быть ли ему активным творцом или же пассивно плыть по течению жизни. Человек в своей свободе колеблется между ощущением себя в качестве объекта (активного деятеля) и субъекта (пассивного участника).

Человек, осознавая себя в качестве субъекта, способного и призванного, по сути, своими руками вносить в мир изменения (тем самым как бы отрицая свою „вещность“, пассивность), сталкивается в то же время с отсутствием готовых решений, что заставляет его порою останавливаться в растерянности и тревоге на краю своего бытия. Если при этом он не знает, что он хочет, не может прочувствовать свои эмоции, осознать или принять свои желания и потребности, то пустота его души (где нет или мало чувств и ВОЛИ) превращается в пустоту пространства СВОБОДЫ, расстилающейся перед ним. Эта пустота представляет собой отсутствие готовых решений, что может пугать (ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ). Отсюда спасение в поиске зависимых отношений (конформизм, принадлежность группе, идее или одному человеку, готовность подчиниться тоталитаризму), поклонение кумирам и идолам.

Да и сама жизнь может казаться пустой в её перспективе, если эта перспектива не заполнена в настоящем нитями связей, протягивающихся из прошлого в будущее, связей между свершениями (ПРОШЛОЕ), деяниями (НАСТОЯЩЕЕ) и планами (БУДУЩЕЕ).

Когда МЕЧТЫ заселяют будущее, когда планы создают как бы каркас, на котором держится НАДЕЖДА человека, а его устремлёинность представляет собой как бы лестницу, по которой карабкается его воля, заряженная ИНТЕРЕСОМ, толкаемая ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, то будущее кажется светлым и притягивающим, мотивирующим на свершения. Пустота будущего (в котором нет к чему стремиться) делает его пугающим и отталкивающим, деморализующим и демотивирующим.

В первую очередь, человек перестает желать – а это означает, что будущее становится бледным, перестает манить человека. СМЫСЛЫ, которые могли бы быть реализованы, растворяются в густом тумане, заполнившем грядущее. Цепочка СВЯЗИ ВРЕМЕН безжизненно провисает: ей негде закрепиться в будущем.

Если настоящее лишается энергии мечты, то оно становится пустым. И в настоящем, в котором не остается места НАДЕЖДЕ, перестает быть мостом между прошлым и будущим. И ФОКУС БЫТИЯ, эта самая важная составляющая времени, воспринимается человеком не как возможность реализации возможностей, а как бесконечно тянущееся мгновение – скучное и серое, одно в бесконечном ряду таких же скучных и серых отрезков времени. У человека не остается никакого ИНТЕРЕСА к подобному настоящему. И оно становится пустым.

Прошлое, которое обесценено в силу тех или иных причин, оказывается также лишенным СМЫСЛА и пустым. Ведь если нет перспектив на будущее, то зачем вообще было все то, что было? Ради чего надо было жить и совершать все эти никому не нужные поступки? Так обрывается связь с обесцененным прошлым, погружающимся в тьму.

Так, время превращается в черную дыру, которая, по сути, есть вход в НИЧТО, в НЕБЫТИЕ, нечто аморфное и неописуемое. И эта пустота заселяется тревогой, которая, по словам Пауля Тиллиха, есть “мир, в котором отсутствуют КАТЕГОРИИ, задающие бытию структуру“.

Человек жаждет структуры, порядка и ясности, однако мир сам по себе лишен упорядоченности. Человек является единственной силой, которая в состоянии привнести в его собственную жизнь – а значит и в его мир – масштаб и порядок. Осознание этого факта способно ввергнуть человека в пучину тревоги. Тревога, как утверждает Пауль Тиллих, является проводником, возвращающим человека к осознанию пустоты, изоляции и конечности как универсальных СВОЙСТВ БЫТИЯ. При переживании тревоги, как обычно, самым простым выходом будет бегство в покой и уютную структуру своего мирка. Альтернатива этому – принятие реалий бытия и РОСТ, для чего, конечно, необходимо МУЖЕСТВО.