quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

„Ходячее понятие свободы“

Ж.-П. Сартр подчеркивает, что ходячее понятие "свободы" приравнивается к понятию "способности достижения выбранной цели". То есть человек (в распространенном обыденном понимании) лишь тогда свободен, когда он „свободен“ делать все, что ему хочется.

Обыденное сознание понимает свободу как отсутствие ограничений. Снятие препятствий, мешающих человеку реализовать свои мотивы, удовлетворить свои потребности, означает как бы автоматически наличие свободы. На это указывал еще Шопенгауер.

Например, в физической сфере. Свобода перемещения означает, что человек может следовать, куда он хочет. Но и здесь всё же имеются немалые ограничения, не выраженные первоначально (например, приватное пространство другого человека, секретные объекты и т. д.).

В сфере социальной подобные определения свободы „работают“ уже гораздо хуже. Например, даже если кто-то скажет „делай со мной, что захочешь“, то абсолютность свободы обращения с таким человеком останется всё же лишь иллюзией.

А если мы обратимся к мотивационной, интеллектуальной или нравственной сфере человека, то здесь подобное понимание свободы вообще не работает.

Человек как бы свободен в своих желаниях – но свободен ли он в том, что он желает в настоящий момент именно это, а не что-то другое? Или может быть существует „нечто” внутри самого человека, что, будучи подверженным различным внешним и внутренним факторам, хочет за него?

“В состоянии ли человек разумно выбирать свои мотивы?”, - таким вопросом задается Шопенгауер. Барух Спиноза также отмечает, что человек может знать свои желания, но мотивы ему зачастую неизвестны.

Артур Шопенгауэр считает, что свобода в расхожем понимании является неким отрицательным понятием: обыденное сознание видит свободу там, где исчезают ограничения. В дальнейших рассуждениях он отмечает, что свободу нельзя определить через простое отсутствие ограничений и препятствий, так как подобное определение входило бы в противоречие со свободой воли. Более того, нередки случаи, когда человек, воле которого не чинится никаких препятствий, остается пассивным и не проявляет никакой инициативы.

Итак, свобода, понимаемая как отсутствие препятствий на пути наших поступков, противоречит осознанию истиной cвободы, понимаемой с экзистенциалисткой точки зрения. Согласно Сартру, понятие свободы с этой точки зрения означает лишь автономию выбора, то есть то, что человек САМ осуществляет свой выбор. Мы подробнее осветим эту тему в следующей главе, когда будем рассматривать ТРЕРВОГУ СВОБОДЫ.