Смысл и бессмысленность и оси бытия
„Значение имеет не то,
что таится в глубинах прошлого,
а то, что ждет в будущем,
ждет, чтобы вы его актуализировали“
Виктор Франкл
что таится в глубинах прошлого,
а то, что ждет в будущем,
ждет, чтобы вы его актуализировали“
Виктор Франкл
Как мы уже говорили в материале, посвященном времени как категории бытия, настоящее (мгновение) может восприниматься человеком как нечто иллюзорное, преходящее и оттого лишенное всякого значения и смысла. При таком восприятии мгновения, в котором кака раз и осуществляется бытие, это самое бытие лишается своего глубинного смысла: если все проходит, не успев наступить, то какой смысл вообще уделять внимание этому самому мгновению. И люди с подобным взглядом на жизнь попросту убегают из настоящего в другие времена (ВРЕМЕННАЯ ДИССОЦОАЦИЯ) или в другие реальности (проживание ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ).
Если описанное выше обесценивающее восприятие мгновения распространяется на жизнь в целом (на жизнь самого человека, или даже на жизнь всего человечества), то человек может легко „улететь“ в перспективу вечности. Человек выводит себя из жизни и становится сторонним наблюдателем, рассматривая жизнь и историю как ничтожное мгновение.
Взгляд на жизнь и на людей "из космической" перспективы все делает бессмысленным. С этой точки зрения люди выглядят мелкими и глупыми, жизнь кажется краткой, ничтожной, и ничего не стоящей, всё перестаёт иметь значение: и вещи, и переживания, и мысли, и поступки.
Артур Шопенгауэр нередко упоминал в своих работах, что нет смысла стремиться ни к счастью, ни к какой-либо цели, от которых через мгновение (с вселенской точки зрения) все равно не останется и следа. То, что в будущем – лишь фантом, а прошлое – ничто, поскольку больше не существует. "Ничто не стоит наших стремлении, наших усилий и стараний, - пишет Шопенгауэр, - все – суета, мир – кругом банкрот".
Взгляд с такой перспективы отнимает у жизни самую её суть – значимость переживаний в конкретный момент времени, стремление к любви, волю к творчеству, росту и совершенствованию. Но даже уходя от жизни в «космос», не убежать от себя самого. Тот, кто в течение длительного времени сохраняет подобный взгляд, впадает в глубокое уныние, а постоянное пребывание на этой позиции может быть фатальным, пишет Ялом.
Этот феномен очень хорошо иллюстрирует стихотворение Лермонтова 1840 года:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
***
Человек не сразу и не автоматически обретает способность осознавать осмысленность того или иного события, поступка и всей своей жизни. Эта способность, согласно Шоттеру, возникает как специфический практический навык, приобретаемый путем научения в раннем возрасте. Ключевая роль в этом процессе принадлежит матери, точнее, процессам взаимодействия в неразделимой психологической целостности "ребенок—мать". «Задача матери — так реагировать на то, что он делает, чтобы придавать его действиям смысл», - отмечает Шоттер.
Мать интерпретирует своей реакцией и словами действия ребенка как некие осмысленные поступки. Ребенок учится, тем самым, интерпретировать свои собственные действия с точки зрения осмысленности. Так, по принципу обратной связи, ребенок шаг за шагом накапливает опыт осмысленного поведения. В более старшем возрасте "зависимость от материнской интерпретации исчезает, обучение прекращается в самообучение и смысл некоторых действий ребенка коренится теперь уже в стремлении расширить поле смыслов своих действий, развивать способность к осмысленным действиям".
***
Смысл не является жестко привязанным к определенному событию или моменту, хотя смысл и реализуется в событии и моменте. Смысл следует рассматривать как некий временной континуум, в котором смысл ситуации и мгновения встраивается в смысл всей жизни, а смысл жизни отдельного человека - в смыслы его поколения, народа, человечества в целом.
Смысл – это перспектива, видение себя как в своей личной, так и в общей задаче. Своим осмысленным поступком человек преображает действительность, вносит изменение в свой мир, воплощая то, что он считает важным и ценным. Так, осмысленность действия в настоящем формирует осмысленное будущее человека. Планы по СТАНОВЛЕНИЮ и их реализация делают возможным осмысленное будущее человека.
Осмысленность целей, реализация которых необходима для становления человека, делает осмысленной и движение человека к этим целям. Можно сказать, что смысл "освящает" и время, и пространство, в которых развертывается бытие человека.
Смысл делает человека человеком. Как пишет Виктор Франкл, человек, в отличие от животного, ведомого импульсами и влечениями (например, половыми или агрессивными), "толкающими человека изнутри (или, как мы обычно переживаем это, снизу)", ведом "стремлениями и смыслом (вместе с ценностями, заложенными в смысловой системе), действующим на человека извне подобно силе тяготения".
Ирвин Ялом в связи с этим указывает на то, что "стремление, в противоположность влечению, подразумевает не только то, что мы ориентированы на что-то вне собственного "я", но также и то, что мы свободны, – свободны принимать или отвергать цель, которая манит нас... Стремление означает ориентацию на будущее: нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего, а притягивает то, чему еще только предстоит быть".
***
Альфрид Лэнгле утверждает, что осмысленная жизнь (осмысленное проживание каждого мгновения) задает смысловую целостность всей жизни. Эта целостность возникает, "когда осуществляется то, что мы считаем правильным в той или иной ситуации, когда мы берем из нее все самое ценное и тем самым создаем наилучшие условия для последующих ситуации...".
Все ценное, что человек пережил и принял от текущего мгновения, откладывается в его совести, которая в дальнейшем служит неким чутьем, которое и в следующие мгновения, в следующих ситуациях даст человеку понять, что и как ему делать. Лэнгле подчеркивает, что совесть (это глубокое сокровенное знание) дает человеку понять (даже независимо от того, каким рациональным опытом обладает человек), что является правильным и ценным в каждой ситуации. То есть на совесть стоит полагаться, если мы хотим понять, "что мы должны сделать именно в этой ситуации, чтобы увидеть, создать или сохранить то хорошее, что в ней содержится".
Таким образом, в совести "откладывается" ценностный и смысловой опыт, пережитый человеком, задающий основы осмысленности всей его прошлой и последующей жизни. Все это наделяет человека определенной долей уверенности в том, что прошлое, настоящее и будущее скреплены мощными смысловыми связями.
Такая связность осмысленных времен проявляется в ощущении счастья, которое, будучи протянутым во времени, распространяется на прошлое, определяет ощущение и ожидания от будущего и дает радостное переживание настоящего.
Именно смысловые связи, скрепляющие времена, являются для человека ничем иным, как НАДЕЖДОЙ, которая, с одной стороны, питается осмысленностью прошлого, а с другой стороны, представляет собой прочную основу в ФОКУСЕ БЫТИЯ для старта в осмысленное будущее. Надежда наделяет человека мужеством при проживании настоящего и движении в будущее.
Ощущение безнадежности человек переживает, когда эти временные связи "провисают". лопаются, исчезают. Одной из важных причин этого (наряду с пессимистическими прогнозами будущего самим человеком) является обессмысливание, обесценивание прошлого, настоящего или будущего (а чаще - обессмысливание всех этих времен).
Пауль Тиллих указывает на роль сомнения в формировании ощущения бессмысленности. Чем меньше остаётся истин, убеждений, ценностей, не затронутых сомнением, тем сильнее отчаяние. В конце концов сомнение возобладает, и отчаяние становится абсолютным. Это экзистенциальное отчаяние, пишет Тиллих, означает отсутствие НАДЕЖДЫ:
«Это предельная или «пограничная» ситуация; человек не способен продвинуться по ту сторону отчаяния; движение в будущее невозможно; человек чувствует, что небытие восторжествовало... Примером является герой Камю „ПОСТОРОННИЙ“ - человек, превращающийся в объект среди объектов, лишённый смысла в себе, а потому не способный найти смысл в своём мире, не способный установить экзистенциальную связь с самим собой и своим миром. Ничто из происходящего с ним не обладает для него реальностью и смыслом: всё – ненастоящее; у него нет ни вины, ни прощения, ни отчаяния, ни мужества".
***
Виктор Франкл утверждает, что смыслы, ставшие прошлым, незыблемы:
"В мире проявляется нечто подобное закону сохранения духовной энергии. Ни одна великая мысль не может пропасть, даже если она так и не дошла до людей, даже если она была "унесена в могилу". Согласно этому закону, ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если они разыгрывались втайне, не отмеченные, не прославленные ни одним романистом. "Роман", прожитый каждым индивидом, остается несравнимо более грандиозным произведением, чем любое из когда-либо написанных на бумаге.
Каждый из нас так или иначе осознает, что содержание его жизни где-то сохраняется и оберегается. Таким образом, время, сменяющие друг друга годы не могут повлиять на смысл и ценность нашей жизни. Прошедшее – это тоже вид бытия, и, быть может, самый надежный. С этой точки зрения все продуктивные действия в жизни человека могут представлять собой "спасение" возможностей путем их реализации. Хотя эти возможности уже в прошлом, они хранятся там навсегда в безопасности, и время не властно более над ними".
Ирвин Ялом подчеркивает, что бессмысленность – это род переживания, которое настолько поглощает человека, что делает бессмысленным все в прошлом и будущем, а не только в настоящем. Осмысленность прошлого, казалось бы незыблемая, также очень чувствительна к осмысленности всего временного континуума человеческой жизни.
Так, мы сталкиваемся в определенные исторические периоды с обесцениванием принципов и ценностей, которые для целых поколений давали прочные основы для осмысленной жизни. Это выливается порой в массовые депрессии и отчаяние. Вот взять, к примеру, недавнюю нашу историю, когда миллионы людей, воспитанных в духе "коммунистической морали" вдруг узнали, что все прошлые идеалы - ничто.
В жизни отдельного человека такое обессмысливание и обесценивание прошлого тоже может вызываться конфронтацией с новыми обстоятельствами, идущими вразрез с уверенностью человека в незыблемости определенных ценностей. В качестве очень интересной иллюстрации рекомендую посмотреть фильм "Любовник". Человек после смерти своей обожаемой жены узнает, что она годами имела интенсивную связь с другим мужчиной - и все рушится...
Ссылки по теме:
Фильмы
Изобразительные ссылки
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
.
Музыкальные ссылки
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
Литературные ссылки
Креатив по теме:
Изобразительный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
Литературный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?