Тревога искушения
Сменяющие друг друга возможности и будоражащие душу человека желания являются отражением свойства бытия "СМЕНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ". Рассматриваемый в этом разделе вид тревоги испытывает человек, не имеющий четкой системы ценностей и приоритетов, и потому ведомый внешними или внутренними искусами...
Искушением является совершение поступка, входящего в противоречие с внутренними системами запретов и предписаний или с внешними такими системами, которые стали внутренними. Поддаваясь искушению, человек предстает перед судом своей совести, подвергаясь наказанию в виде осуждения. И неважно, последует ли за этот проступок наказание или осуждение извне (например, со стороны других людей), внутренний суд состоится непременно.
Рассмотрим, как человек может поддаться искушению.
Внутренний стержень из ценностей и наличие долгосрочных целей помогают выстраивать перспективу на будущее и планировать последовательные шаги к намеченным ориентирам. Внутренняя цельность, конгруэнтность поступков (соответствие поведения базовым ценностям и потребностям) предотвращают принятие неадекватных решений и совершение поступков, могущих нарушить это последовательное движение к желаемому будущему.
Неконгруэнтность поведения находит свое выражение в ведомости импульсами и привлекательными возможностями, пробуждающими или усиливающими сиюминутные желания. Человек, не имеющий достаточно ясной системы ценностей и не выработавший на их основе стройный план жизни, с иерархией целей, будет не в состоянии найти четкие критерии поведения на каждом перекрестке своей судьбы, при столкновении с любой соблазнительной возможностью.
При тревоге искушения человек опасается импульсивности своих поступков, того, что его эмоции возьмут верх над его разумом. Результатом этого может стать компульсивность, то есть «ведомость» человека силами, которые он (как бы) не может контролировать.
Контрольный пункт поведения человека находится где-то вне его "Я", то есть поступки человека как бы не вызываются его решениями. Ему кажется, что его поведение определяется внешними стимулами. В действительности, конечно, человек ведом своими внутренними импульсами, но они настолько сильны и непреодолимы, что воспринимаются им как некие внешние силы. То есть кажется, что не человек совершает поступки, а некая сила заставляет его так поступать.
Здесь налицо позиция жертвы – но, в конечном счете, не жертвы внешних обстоятельств или других людей, но жертвы своих импульсов. Поэтому тревогу искушения можно рассматривать как страх лавины чувств, перехлеста эмоций и ведения импульсами.
Тревога искушения может быть в определенных случаях одним из проявлений тревоги затронутой гордости.
Это будет иметь место, например, в том случае, когда человек гордится тем, что может себя держать в узде, подавляя свои истинные чувства и стремления, заставляя себя отказываться от определенных поступков. То есть проявление истинных чувств и стремление к реализации глубинных стремлений может восприниматься как искушение.
Для борьбы с искушением человек может запретить себе быть собой, уйдя от себя истинного, пряча его под маски и фасады, изображающие представление о том, каким человек ДОЛЖЕН БЫТЬ. Эти фасады и маски становятся чересчур значимыми вследствие тотального подавления настоящего себя и ненависти к себе.
Но желания не могут исчезнуть. Подавленные желания дают о себе знать тем или иным способом. И человек опасается, что он им поддастся - и потеряет свое лицо, как оказавшийся неспособным быть сильным и "выше всего этого". Поэтому необходимо осознавать также, что его заставляет быть "не самим собой", то есть не обращать внимание на то, что он реально может или хочет, и что ему по душе или нет.
Рассмотрим другой случай. Границы способностей и потенций человека и пределы его устремлений (реалистичные и реализуемые устремления, а не представления о себе типа "всех шапками закидаю") являются отражением его собственных возможностей. Когда устремления человека сталкиваются с внешними обстоятельствами, то может возникнуть желание совершить определенный поступок.
Если человек осознает, что совершение этого поступка выходит за границы его собственных возможностей, то искушением будет совершение этого поступка невзирая на осознаваемые препятствия (ощущение собственной слабости в данной ситуации). То есть это будет искушение, вызванное гордыней, и эту гордыню ранящее (в силу того, что человеку лишний раз становится ясно, что он не всесилен). Поэтому, если человек воспринимает какой-то свой потенциальный выбор как искушение, важно понимать, кто и что "толкает" его на этот поступок, на выбор в пользу "искушающей" возможности.