quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Последний осмотр

Рассказ. Андрей Вербицкий
Андрей Вербицкий
DER LETZTE LEICHENSCHAU
(последний осмотр трупа)

«...Ваши помощники положат в Вашу папку перед каждым осмотром ленту электрокардиограммы и данные замера температуры в разных участках тела. Вы должны произвести внешний осмотр. Как врач, да еще немало проработавший участковым терапевтом, Вы, разумеется, прекрасно умеете обращаться с таким нехитрым прибором, как стетоскоп. Ваша задача – прослушать область сердца. В итоге, сопоставив все имеющиеся у Вас данные, вы делаете свое окончательное заключение. Работа, как видите, не пыльная... Интересного здесь, конечно, мало, но зарплата к концу месяца аккуратно будет переведена на Ваш счет. Да и клиенты наши на редкость спокойные – никогда не смогут они причинить нам вреда, чего не скажешь о пациентах наших коллег из других областей медицины. Я проработал здесь без малого 35 лет и ничуть не жалею. Жаль, что коллеги не задерживаются здесь долго. В принципе, работа эта ничуть не хуже, чем у хирурга или эндокринолога. Люди гонятся за романтикой! Воображают, что они достигли чего-то выдающегося, если вырезали кому-то аппендицит или исправили форму носа. Все это настолько эфемерно! Но, если разобраться, в нашем деле гораздо меньше преходящего, чем у тех, кто пытается бороться с болезнями или физическими недостатками. Результаты нашей работы принадлежат вечности. Но и ответственность на нас лежит огромная – именно мы, медики, выписываем пропуск в эту самую вечность. Да и вся команда нашего учреждения работает, можно сказать, над тем, чтобы клиенты наши (не скажу – их души -, но хотя бы материальная их составляющая) в буквальном смысле слова взмыли к небесам. Многие, вероятно, меня сочтут циником, но я просто реалист.
Ну, довольно лирики, пора за работу. Можно я буду называть Вас по имени? Отлично! А Вы меня зовите Клаусом. Сегодня, Вера, я уж помогу Вам – точнее Вы понаблюдаете, как это делаю я, а завтра Вы уже будете все делать самостоятельно. Впрочем, я всегда открыт для вопросов – и всегда готов помочь, если это, конечно, понадобится. Хотя «всегда» это слишком громко сказано. Через неделю я ухожу на пенсию. Да, еще одно. Шеф наш очень любит четкость – все здесь расписано по минутам. Мы работаем, как на заводском конвейере. Так что не затягивайте свою часть общего дела. Иначе все здесь могут распрощаться с восьмичасовым рабочим днем».

 

Вера не вслушивалась в этот бесконечный поток слов – как не вслушиваешься в журчание ручья, когда на сердце светло и спокойно – когда журчание ручья, и шелест листьев, и жужжание шмелей, и все запахи – и цветов, и скошенной травы, и воды становятся как бы частью тебя, твоим дыханием, биением твоего сердца, твоей радостью...

 

Вере было очень спокойно с этим чуть ироничным Клаусом. Ей все нравилось здесь: запах свежесваренного кофе, звяканье чашки о блюдечко, вид этого кабинета с темными обоями и тяжелыми гардинами, украшенного репродукциями гравюр Дюрера, эти уютные и очень старомодные кресла, и массивный письменный стол – и сам старик Клаус с его добродушным монотонным бормотанием...

 

Наверное взгляд ее отрешенно скользил по стенам и обстановке кабинета, потому что Клаус немного печально – даже слишком печально – произнес: «Весь этот интерьер, конечно, только для меня представляет ценность... Вы, Вера, как только я уйду, можете все выбросить и обставить по своему вкусу – и покрасить стены белым, как это сейчас принято. И не надо оправдываться, что Вы этого не хотите и даже не имели это в виду. Такое отрицание означало бы всего лишь Ваш страх признаться самой себе, что и Вы преходящи. Вас не будет – и не останется ничего (рано или поздно), что было как-то с Вами связано и что может хоть чем-то напомнить другим о Вас. Да какой там напомнить! Кто через каких-то 30-40 лет после Вашей смерти будет вообще знать, что Вы были! Не останется ничего материального, которое могло бы просто сидеть в чужом для Вас будущем осколком прошлого, которое было когда-то Вашим бытием!».

 

Вера действительно не имела в виду, что хочет перекрасить стены или заменить мебель в своем будущем кабинете. Но теперь ее внимание сконцентрировалось, она не плавала больше в журчании голоса Клауса. Она вслушивалась в слова своего почти уже предшественника. И эта сентенция показалась ей обидным нравоучением.

 

Клаус, похоже, опять заметил это – по ее едва дрогнувшим губам – и дружески не проговорил, скорее промурлыкал:

 

«Ну-ну, не обижайтесь на старика Клауса. Я и сам этого боюсь».

 

Опять звякнула чашка о блюдечко. Лицо Клауса было теперь серьезным. Он пристально смотрел на Веру.

 

«Все этого боятся – даже больше самой смерти. Вот и стараются всеми правдами и неправдами подольше удержаться по эту сторону жизни. Если уж нельзя избежать забвения, то надо постараться как-то продлить свое собственное существование. Поэтому и придумал кто-то из власть имущих нашу, казалось бы, ненужную должность – осматривать в последний раз трупы в крематории, прежде, чем они будут преданы огню. Может быть, самым невероятным образом, кто-то вовсе и не умер, а заснул (а, значит, может и проснуться). Этот придумщик из начальства, наверное, тешил себя надеждой, что именно он окажется тем самым «кто-то». Летаргический сон в эпоху склепов мог бы еще закончиться пробуждением. Огонь полностью исключает такую возможность».

 

Вера почувствовала, что сердце ее готово выпрыгнуть, в голове поднялся какой-то гул, а на глаза легла молочная пелена – все поплыло, закружилось и на какое-то мгновение исчезло.

 

Когда гул затих и пелена рассеялась, Вера опять увидела Клауса: он сжимал пальцами ее запястье, считая пульс, и улыбался, как в начале их беседы.

 

«Ну, вот, Вам уже лучше. Вы, я вижу, очень чувствительны к крепкому кофе – буду иметь это в виду. Ну, пошли работать».

 

Уже на выходе из кабинета, пропуская Веру вперед, Клаус сказал, как будто желая завершить свой монолог на банальной ноте:

 

«Я, лично, в летаргический сон не верю – во всяком случае, за все время моей работы я ни с одним случаем не сталкивался».

 

Потом, вдруг спохватившись, неспешно добавил:

 

«Если летаргия вообще существует, то с каждым случаем реальной смерти, который проходит через Ваши руки, увеличивается вероятность того, что когда-то, действительно, Вы можете столкнуться лицом к лицу с этим феноменом».


***


Вера застыла над давно остывшим трупом, который не имел ни малейших следов работы патологоантатома. Несколько раз перебирала она документы в папке, свидетельство о смерти... В который раз просматривая кардиограмму с записью нулевой линии, показывающей, что сердце не бьется, Вера не решалась подписать "путевку" на кремацию. Она брала ручку, чтобы поставить свою подпись, потом рука ее опускалась, и она снова бралась за стетоскоп, выслушивала молчащее сердце.

 

В который уже раз в ее голове пророчеством звучал голос Клауса, пару дней назад упомянувшего летаргию. И Вера снова приставляла свой стетоскоп к неподвижной и молчащей грудной клетке распростертого перед ней тела.

 

Несколько раз заглядывал санитар и торопил Веру: на конвейере скопилось уже немало кандидатов на предание огню. Когда санитар снова заглянул, она велела ему записать новую кардиограмму.

 

Дверь снова открылась, и Вера услышала голос человека, ставшего ее пророком и мучителем: «Да, Верочка, я вижу, что патологоанатом – гарант Вашего спокойствия. Ножи и прочие инструменты для кромсания тел – как и огонь – не оставляют ни малейших шансов для чуда. Даже тот, кто очень крепко спал, не проснется после работы патологоанатома никогда. Смерть с его помощью побеждает окончательно. На месте начальства (следуя его логике) я бы ввел нашу должность не только в крематориях, но и в патологоанатомических учреждениях. Жаль, что сейчас все реже и реже наши клиенты попадают сначала к нашим коллегам. За все надо платить все больше, а денег на все про все – все меньше. А может, патологоанатомы и сами хотят последнюю ответственность переложить на нас с Вами... Как думаете, Верочка? Верочка!!! Как Вы?».

 

Клаус, пока говорил, быстро пролистал последнее досье того, кто лежал в гробу на транспортере, потом он приставил к его груди свой стетоскоп и подписал заключение...


***


В кабинете шефа неделю спустя.

 

«Мы Вас приняли по рекомендации нашего Управления без испытательного срока – как опытного специалиста с хорошей репутацией. Мы заключили с Вами бессрочный контракт. Но это не значит, что мы будем терпеть Ваши причуды. С тех пор, как Клаус ушел на пенсию, Вы – единственный врачебный сотрудник нашего учреждения. Теперь только на Вас лежит вся ответственность в этой области – рассчитывать Вам больше не на кого: некому больше исправлять Ваши ошибки. У нашего предприятия напряженный график работы, и каждая минута у нас на счету. Потрудитесь подстроиться под наш ритм. Я не собираюсь платить моим сотрудником за переработку, которую они имеют по Вашей милости... И, кстати, я не выношу, когда мои сотрудники жуют жвачку».


***


Еще через месяц в зале номер три.

 

«Эй, скорее сюда! Смотрите, что я нашел! Это же кошмар какой-то».

 

Такого крика заведение не знало с момента своего основания. А то, из-за чего произошел этот крик, не случалось, наверное, ни в одном подобном учреждении.

 

Оператор печи – весь красный от возбуждения, со взмокшим лбом – криком собравший небольшую толпу сотрудников, кинулся к конвейеру, лихорадочно махая руками и бестолково лепеча только одно слово «там... там... там...».

 

Из-под конвейера выглядывали ноги, одетые в дорогого материала серые брюки и новехонькие серые же туфли.

 

Как только появился шеф, оператор – хотя его никто ни о чем не спрашивал – стал излагать – как будто с полуфразы – всю предысторию этого форс-мажора.

 

«...вдруг монитор, показывающий это помещение, стал черным. Но я не сразу пошел проверить камеру, а сначала отправил в печь объект 18/15. Сигнал о готовности объекта поступил на компьютер почти сразу после отключения камеры. Вот, я и распечатку сделал. Ровно в 14:24 поступил сигнал о готовности. Я этого сигнала уже заждался. Уж больно долго эта новая сотрудница возится с клиентами! У меня их вон уже сколько скопилось! Весь технологический процесс к чертям собачим!».

 

На транспортере выстроилась, действительно, длинная вереница еще не закрытых гробов – ближайший к печи под номером 18/16.

 

А под транспортером лежало тело в дорогом костюме и с обнаженной грудью. Пола распахнутого пиджака прикрывала бирку на руке. Шеф наклонился и прочитал номер на бирке. Никто не удивился, когда он, побледнев, выдавил: «18/15».

 

Все вдруг замолчали. Сколько продолжалась эта тишина?

 

Хотя какая это была тишина? Огонь в печи гудел так, что казалось, там бушует ураган. Или это был крик, прорывающийся через метель?

 

Шеф, наконец совладав с собой, очень холодным тоном обратился к герру Майеру, сотруднику зала номер три:

 

«Стало быть, Вы в 14:24 заколотили пустой гроб и подали сигнал о готовности объекта...».

 

«Я не подавал никакого сигнала», - дрожащим от страха перед неминуемым увольнением голосом пролепетал Майер, - «я спросил госпожу доктора «долго еще?», она сказала «минут пятнадцать». Ну, я и решил сделать перерыв – с утра во рту ни крошки. И неизвестно с ней, с этой фрау Верой, когда вообще работу закончим – каждый день – с тех пор, как она пришла – на час, а то и на два позже домой ухожу»...

 

Шеф давно уже его не слушал. Он прислушивался к щемящей боли в левой половине груди.

 

«Кто же все-таки подал сигнал о готовности?», - обратился, наконец, шеф ко всем сотрудникам с риторическим (он и сам это уже прекрасно понимал) вопросом, внимательно всматриваясь в глаза каждого.

 

Вдруг, судорожно оглядевшись по сторонам, он сдавленно прошептал:

 

«Кстати, где Вера?».

 

Снова возникла тишина – но на сей раз совсем ненадолго. Она разорвалась каким-то странным взвизгом оператора печи: «А камера-то жвачкой заклеена!»

 

 

Смотрите материалы по темам "ТЕВОГА СМЕРТИ" и "ТРЕВОГА ВИНЫ И НАКАЗАНИЯ"