Тревога вины и оси бытия
Чувство вины приковывает внимание человека к давно ушедшим событиям (см. ПРИТЯЖЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ), отвлекая его от насущных забот дня сегодняшнего. Соскальзывая в прошлое из ФОКУСА СВОЕГО БЫТИЯ, человек "защищается" от тревоги (в данном случае, чаще всего, от ТРЕВОГИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).
Ответственное обхождение со своим прошлым требует от человека чувства реальности и предельной честности по отношению к самому себе. От человека требуется честный ответ на вопросы: реально ли он виноват в том, что его поступок привел к нежелательным последствиям (то есть было ли у него намерение добиться такого результата)? что можно сделать, чтобы искупить вину, если она действительно имела место? какие выводы надо сделать, чтобы не повторять подобных ошибок в дальнейшем?
Произошедшие события уносятся в ПРОШЛОЕ, то есть становятся уже принципиально неизменяемыми в силу НЕОБРАТИМОСТИ событий. "Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в те реальности, которые надежно хранятся в прошлом, навсегда", - пишет Виктор Франкл. Он отмечает далее, что именно неизменяемость прошлого, его целостность составляют основу человеческой судьбы. Эта неизменяемость прошлого (состоявшейся СУДЬБЫ) не означает, однако, что человек может снять с себя всякую ответственность за свое настоящее и будущее.
Судьба, то есть все уже свершившееся, должна всегда выступать стимулом к новым, сознательным и ответственным действиям, пишет Франкл:
"Конечно, прошедшее во многом определяет и объясняет настоящее, однако никак нельзя представить себе будущее, которое определялось бы исключительно прошлым. В этом заключается ошибка, типичная для фаталистической позиции невротика, который, вспоминая свои прошлые неудачи, заключает, что его неудачная, несчастная судьба определяет и оправдывает все его возможные будущие ошибки. На самом деле ошибки прошлого должны служить плодотворным материалом для формирования более совершенного, "лучшего" будущего; из собственных промахов необходимо извлекать уроки".