Справедливость как ценность и смысл
Правильное поведение в группах – от малых до очень больших (глобальных) – требует от человека обладания определенными навыками, чтобы он уверенно действовал в различных ситуациях, считает Джон Ролз.
Первое, на что он обращает внимание, это ожидание, что хороший человек - „это человек, обладающий в большей степени, чем средний, свойствами, которые рационально ожидать друг от друга; здесь существенной является точка зрения гражданина, судящего о других гражданах в той же самой роли“.
Иными словами, общество нуждается в неких правилах поведения, делающих это поведение предсказуемым и желаемым для других членов общества.
Далее, считает Ролз, „хороший человек хорошо выступает в различных ролях, особенно в тех, которые считаются наиболее важными“.
Джон Ролз задается вопросом, что же делает человека хорошим членом общества? Очевидно, должны быть такие свойства, „которых рационально требовать от людей“, в какой бы социальной роли они ни выступали.
Джон Ролз, признавая, что для правильного поведения человека необходим некоторый минимум таких свойств, как интеллект и воображение, сила и выносливость, „поскольку без способности к суждению и воображению, например, добрые намерения легко могут нанести вред“. В то же время, подчеркивает Ролз, „если интеллект и решительность не управляются чувством справедливости и обязательствами, то они могут только способствовать пренебрежению к законным требованиям других людей“.
Итак, только в обществе, живущем в соответствии с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ, люди вправе ожидать друг от друга взаимного уважения, уважения интересов друг друга. На прикладном уровне это означает, что поступки любого члена такого общества будут честными, то есть не будут направлены НАМЕРЕННО на попирание или ущемление интересов другого человека.
Согласно Джону Ролзу, в основании справедливости как честности лежит мораль, центральное место в которой занимает как самоуважение, так и уважение достоинства и прав других людей. Можно утверждать, что это уважение и есть некая базовая ценность.
Справедливый человек, считает Ролз, „хочет, чтобы другие тоже обладали основными добродетелями, в частности, чувством справедливости. Его рациональный план жизни согласуется с принуждением поступать правильно, и он, наверняка, хочет, чтобы другие признавали те же самые ограничения“.
Тут проглядывает четкая параллель с основами религиозной традиции: „не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе“. Поэтому советую прочитать статью из этой главы ЦЕННОСТИ "БОЖЕСТВЕННЫЕ", "ЗЕМНЫЕ" И "ОТ ЛУКАВОГО".
Таким образом, справедливость можно считать одной из важнейших ценностей человечества. А смысл жизни людей, живущих по принципам справедливости, состоит как раз в том, чтобы поступать с другими людьми справедливо. Говоря привычным языком, смысл жизни таких людей – поступать по СОВЕСТИ.