quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Смысл как выбор, основанный на ценностях

Ценности являются не только внутренней структурой, выполняющей роль нравственного арбитра, оценивающего перспективу или последствия наших поступков, но и неким ФИЛЬТРОМ, который позволяет вычленить в мире человека уникальные для него смыслы. Тем самым ценности становятся источниками смыслов для человека.

Шпрангер указывает на то, что ценности, выступают некой объяснительной инстанцией по отношению к смыслу:

«Какой-нибудь механизм, например, можно назвать осмысленным, поскольку все осуществляемые им отдельные процессы скоординированы в направлении к общему результату, который имеет какую-то ценность. Организм является полным смысла, поскольку все его собственные функции направлены на сохранение своего состояния в данных жизненных условиях и поскольку само это сохранение может рассматриваться как ценное для него. Но прежде всего полна смысла жизнь души в индивидууме, так как она в самой себе имеет значение всей своей активности и значение связи частных функций, переживая их как ценное или, наоборот, не имеющее ценности»

Ройс также указывает на тесную связь ценностей и смыслов. Ценности, по его мнению, - это «мост между смыслом и личностью». При этом глубина личностного смысла, считает он, обусловлена ориентацией человека на ценности, согласующиеся с его индивидуальной системой ценностей. Смысл возникает в итоге как взаимодействие человека и мира, обусловленное ценностными ориентациями человека. Ройс и Пауэлл отмечают, что „личностный смысл развивается в течение жизни, смещаясь с физиологических потребностей в младенческом возрасте на ценности в возрасте более старшем“.

Михаил Бахтин утверждает, что переживание человеком неких ценностей не является пассивной реакцией на какой-либо предмет или явление. Такое переживание, по мнению Бахтина, - это активная установка сознания, «переживание переживания как моего»:  «уже тем самым, что я заговорил о предмете, обратил на него внимание, выделил и просто пережил его, я уже занял по отношению к нему эмоционально-волевую позицию, ценностную установку». Понятно, что подобный эмоционально-волевой настрой является основой осмысленного действия человека в отношение предмета или явления, обладающих для человека ценностью.

На основе таких ценностных ориентиров человек делает осмысленные выборы. Можно сказать, что объекты, обладающие для человека ценностью, притягивают его. Человек направляет свою деятельность на объекты, которые имеют для него определенную ценность, тем самым обретая смыслы – от смысла конкретной ситуации до смысла жизни. Ценности являются, таким образом, смысловыми ориентирами.

***

Абрахам Маслоу подчеркивает, что, поскольку „почти все потребности могут удовлетворяться разным образом, а способности и таланты могут осуществляться по-разному“, то даже ориентация на ценности не может привести "к открытию чего-то однозначного, некой стрелки, указывающей в каком-то одном направлении, или потребности, которую можно удовлетворить только так, а не иначе“.

Иными словами, не ценности указывают человеку, как поступить в той или иной ситуации, а сам человек, выбирая между ценностями ситуации, решает поступить так или иначе. На основании ценностей принимаются нравственные, осмысленные решения. Наиболее правильное решение конкретного человека в определенной ситуации, принятое в соответствии с ценностными установками человека, и будет осуществленным смыслом данной ситуации.

Жить осмысленно, утверждает Франкл, означает быть сконцентрированным на моменте и проявлять определенную гибкость в восприятии ценностей. Каждая конкретная ситуация (по определению являющаяся уникальной) может требовать от человека решений, опирающихся на его систему ценностей. Поэтому в жизни, стремящейся стать осмысленной, не должно быть места стереотипам.

Как отмечает Франкл, личная задача изменяется с каждым днем и часом, в зависимости от специфичности каждой сложившейся ситуации. То есть основными составляющими смысла человеческой жизни являются неповторимость и своеобразие.


***


Согласно Франклу, смысл – это конкретно воспринимаемая (из множества других) и реализуемая (как самая ценная из всех) возможность. При этом возможность, которая может стать смыслом, всегда единственна (выбор может быть сделан только в пользу одой возможности, остальные как бы отбрасываются), неповторима (любая ситуация уникальна) и преходяща (ценность упущенной возможности – это упущенный смысл).

Альфрид Лэнгле утверждает, что, когда осуществляется то, что мы считаем правильным в той или иной ситуации (когда мы берем из нее все самое ценное и тем самым создаем наилучшие условия для последующих ситуации), возникает смысловая целостность нашей жизни.

***


Человек находит смысл тремя путями, считает Франкл:

1. он  видит смысл в том, чтобы переживать что-то, чтобы  кого-то любить.
2. он  может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо.
3. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, человек при известных условиях способен видеть смысл. Дело  в  позиции  и  установке,  с которой он встречает свою судьбу, которой он не  в  состоянии  избежать  или изменить.

Далее Франкл приводит три категории ценностей, опираясь на которые, человек может найти смысл жизни:

1. Ценности переживания
2. Ценности творчества
3. Ценности отношения

Рассмотрим их подробнее.


1. Ценности переживания

Еще Мартин Хайдеггер утверждал, что радоваться надо не тому, каковы вещи, а тому, что они есть. Переживая вещи, с которыми он соприкасается, человек открывается навстречу происходящему. Он погружается в бытие, „в здесь и сейчас“.

То, что мы переживаем, делает нас богаче, требуя от нас не только соучастия, постижения происходящего, но и самоотдачи. Альфрид Лэнгле (последователь Франкла) пишет, что „благодаря ценностям переживания мы узнаем изначальную красоту жизни, обретаем духовные силы, с помощью которых можем сделать нашу жизнь осмысленной и в других областях“.

Вспомните одну из эффективных защит от страха смерти: то, что мы можем чувствовать переживать – это бесценное сокровище, которое у нас никому и ничему не отнять.

Ценности переживания реализуются, в частности, в форме встреч и отношений с другими людьми. Переживание чувств, которые мы испытываем к другим людям, выстраивая отношения с ними, способно глубоко взволновать нашу душу и наполнить жизнь смыслом. К другому важно относиться со всей серьёзностью – не требуя и не ожидая от него ничего, а лишь познавая и переживая его, как личность.


2. Ценности творчества

Как отмечает Пауль Тиллих, человек способен трансцендировать любую заданную ситуацию, а эта способность побуждает его к выходу за собственные пределы, к творчеству.

Чертами творчества в любом (пускай даже и в самом небольшом) деле являются, как утверждает Альфрид Лэнгле, полная самоотдача, вдохновение, серьезность, ответственность.

Виктор Франкл пишет что по-настоящему человечными можем мы стать лишь тогда, когда „направленность на дело дает нам силы не только жить, но и умереть ради него“.


3. Ценности отношения, личных жизненных установок, позиции по отношению к судьбе, которую невозможно изменить, но влияние которой можно ограничить

В пору тяжелой болезни, страданий, вызванных внешними обстоятельствами, лишающими человека внешней свободы или серьёзно ограничивающими её, у человека всегда остается свобода внутренняя. Лишь позиция и установка по отношению к этим обстоятельствам дают человеку возможность преображения страдания в победу. Преодолевая тяжелые испытания, живя вопреки жестокой судьбе, человек становится больше человеком.

„Страдающий человек думает о близких людях, о Боге или по крайней мере о том, чтобы уберечь свою свободу принимать решения и свое человеческое достоинство от разрушительной силы судьбы“, - пишет Лэнгле.


***


Виктор Франкл утверждает, что в жизни не существует ситуаций,  которые  были  бы  лишены смысла, поскольку человек всегда может найти ценное в любой из рассмотренных выше областей своего бытия. Франкл подчеркивает: можно и нужно оставаться человеком не только в радости, но и в горе, и даже если нельзя одолеть судьбу, то всегда остаётся возможность стать выше её.

А Фридрих Ницше блестяще сформулировал такой подход человека к трудностям и страданиям, с которыми сталкивает его судьба:

"То, что не убивает меня, делает меня сильнее".