quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Воля, ценнности, совесть

Манипуляторы, действуя на чувства, на бессознательное, порождают в человеке импульсы. которые влияют на принятие решений, на осуществление выборов. Человек превращается как бы в инструмент манипулятора. Как противодействовать этому влиянию, как оставаться хозяином своего поступка?

У человека поведение регулируется желаниями, являющимися производными потребностей, которые должны быть удовлетворены тем или иным путем…

Желание есть более или менее осознанный способ удовлетворения потребности… Но существуют еще и импульсы подсознания, в основе которых лежат эмоции (часто это страх). Импульсы могут толкать человека на совершение того или иного поступка – при этом человек действует чаще неосознанно…

Вся деятельность человека, направленная на достижение цели – это лишь ломаная линия мелких поступков, вызываемых вектором взаимодействия внешних и внутренних обстоятельств, которые, казалось бы, толкают человека на тот или иной шаг…

Однако человек каждый раз поступает, конечно, сам - в рамках ВОЛЕВОГО АКТА, потому что действует именно он, а не кто-то иной, не какое-то обстоятельство - даже если ему кажется, что это не он принял решение и не он отвечает за поступок...

Ведь человек всегда имеет возможность осознать планируемые шаги и принять решение о том, поступить ли ему так или иначе… Сознание может существенно влиять на вектор человечсекого поступка, иногда меняя его направление на 180 градусов…

Выбор целей и постановка задач регулируются ценностями… ЦЕННОСТИ с помощью совести служат мерилом для выборов и решений…

Ценности выстроены в подвижную иерархию, позволяющую человеку делать гибкие выборы, чтобы, по возможности, не повредить ни себе, ни другим…

Ценности и совесть наделены механизмами активного влияния на волевую деятельность… При любом выборе и решении: совесть и ценности должны быть приняты во внимание...

Совесть и ценности, можно сказать, требуют, чтобы и выборы, и решения были скорригированы на их основе…

Осознаваемый смысл цели и поступка как бы венчает всю волевую цепочку… При этом, любое решение должно стать ответом на вопрос, „ради чего совершается именно этот поступок, а не иной?“… Ответ на этот вопрос основывется на соотесении отдаленных целей с системой ценностей…

С помощью открытия смысла можно ответить себе и на вопрос "а зачем я хочу достичь именно эту цель, какие мои ценности будут утверждены при этом, какими способами я хочу достичь эту цель"?

То есть, в волевую цепочку вплетается также нацеленность поступка на ДОБРО или на ЗЛО

Однако, что есть добро, а что зло… Границы, на первый взгляд, чрезвычайно размыты…

Где же проходит граница, где оканчивается добро и где начинается зло?

В центре добра лежит, конечно, соблюдение основных заповедей – не убей, не укради… Но даже и тут имеются оговорки: если голодаешь, то можешь и украсть еду… если близкие или сам человек находятся под угрозой смерти, то он может и убить того, кто несет эту угрозу… И это будет добром по отношению к себе и к близким…

Но главное – это намерение… Именно намерение поступка делает добро добром, а зло злом… Точнее, даже не так – намерение делает поступок шагом в сторону добра или зла… Потому что достижение некой цели представляет собой серию поступков, вереницу шагов…

Именно нацеленность на нечто неправедное, на греховное, на противоречащее ценностям и заповедям, и определяет нацеленность не на добро, а на зло… А каждый из шагов, которые в итоге должны привести к неправеднуой цели, может быть, на первый взгляд, вполне нейтральным... Или он может даже показаться добрым поступком - показаться тому, кому не ведомо истинное намерение…

Злое это намерение или доброе, - это может быть неведомо и тому, кто совершает поступок... Однако совести его это ведомо...

Совесть, пропуская намерения через фильтр ценностей, посылает сигналы укора или одобрения...

Поэтому важнейшая задача каждого человека - оттачивать свои ценостные ориентиры и учится слышать голос совести, даже если он очень слаб.

И на этой же основе мы можем фильтровать обрушивающиеся на нас потоки информации, выделяя те источники, которые отвечают нашим ценностям, и решительно отметая все остальные.