quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Совесть на страже ценностей

Не будет, пожалуй, преувеличением сказать, что каждый поступок человека проходит через фильтр его совести.

Нередко мы просто ощущаем "молчаливое согласие" совести с тем, что мы делаем. Это значит, что поступки наши конгруэнтны нашей совести, то есть не вызывают нареканий с ее стороны, не попирают те ЦЕННОСТИ, на стражу которых она поставлена.

Порой же мы слышим ее голос (тихий или пронзительный), предупреждающий, что не все так уж и гладко с нашими НАМЕРЕНИЯМИ, что у поступка могут быть нежелательные последствия, которые грозят обернуться переживаниями ВИНЫ или СТЫДА (см. МОРАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ). Это бывает всегда, если наши поступки "не хороши" и грозят нарушить ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ и другие базовые ценности, ставящие во главу угла достоинство и жизнь другого человека (см. ЦЕННОСТИ "БОЖЕСТВЕННЫЕ"...). Голос совести предупреждает, что такой поступок может быть обусловлен выбором в пользу ЗЛА.

Если человек, прислушавшись к голосу совести, откажется от неблаговидного поступка, можно сказать, что он поднялся на еще одну ступеньку в своем развитии, в СТАНОВЛЕНИИ. Поэтому такую совесть я называю "совестью восхождения".


***


Стоит несколько подробнее остановиться на вопросах, касающихся "молчащей" совести. На первый взгляд, это хорошо, что совесть молчит: значит мы поступаем хорошо. Но это только на поверхностный взгляд. Хороший поступок - это, в нашей системе ценностей, поступок, обусловленный выбором в пользу ДОБРА.

Однако не стоит сбрасывать со счетов, что совесть является во многом продуктом воспитания, специфичного для данного вида культуры. Так, не секрет, что в примитивных культурах только члены своего племени являются людьми. Остальные - нелюди. Поэтому и отношение к "своим" и "чужим" будет оцениваться по весьма различным критериям. Если обидеть "своего" - это преступление, то убить "чужого" - это доблесть и заслуживающий поощрения поступок.

В современных условиях подобная поляризация, если и возможна, то не в таком явном виде. Все современные религии в основе своей имеют любовь и "страх перед Богом", то есть необходимость соблюдения положенных Богом правил. Однако нечистоплотные деятели от религии, узурпирующие, по сути, место Бога в силу ГОРДЫНИ и стремления к ВЛАСТИ, будут склонны поддерживать в своих адептах такую ИДЕНТИЧНОСТЬ, которая снова разделит людей на "своих" и "чужих". Благодаря этому и совесть будет "воспитываться" в таком духе, что творение зла в отношение "чужих" не будет считаться злом. Напротив, в таких группах культивируются идеи воздаяния человеку по заслугам за то, что он расправился с "чужим". Современность изобилует примерами массового и индивидуального терроризма (в частности, во имя борьбы с инакомыслящими и инаковерящими), совершаемого людьми с подобным образом "воспитанной" совестью.

К слову, и светской власти свойственны подобные поползновения на перекройку совести людей. Так, идеология и пропаганда авторитарной или тоталитарной власти (см., например, БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ) будет стремиться объединять "своих", ВООДУШЕВЛЯЯ их на расправу с "чужими" (с "врагами"). Десятилетия такого правления не проходят бесследно. Совесть тысяч и миллионов людей, особенно представителей поколений, воспитанных режимом, оказывается деформированной, подстроенной под деяния, востребованные режимом.

Но между режимом (и вождем) и совестью подданных есть и обратная связь. То есть, режим может служить потребностям обиженных сограждан, которые страдают от тревоги потери ИДЕНТИЧНОСТИ, от того, что с ними история, судьба или другие народы поступили НЕСПРАВЕДЛИВО. Такие люди, обуянные чувствами ОБИДЫ, ЗАВИСТИ или НЕНАВИСТИ хотят разрешения на отыгрывание этих чувств. Власть, давая людям на это своей политикой и идеологией отмашку, служит ФАСИЛИТАЦИИ ЗЛА и "успокоению" совести подданных, которые, освободившись от переполняемых их негативных чувств, будут крайне благодарны режиму и готовы плясать под его дудку.

Другой вариант - человек, выбравший путь ЗЛА, будет стараться перекроить собственную совесть. С помощью интеллектуальных методов защиты (ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ), человеку свойственно стремиться к избавлению от различных видов тревоги. Угрызения совести или попытки совести удержать человека от совершения неблаговидных поступков будут пресекаться с помощью аргументов холодного разума. Сюда можно отнести ИДЕАЛЫ и УТОПИИ, рассмотренные, в частности, в статье "РОМАНТИЗМ КАК СУРРОГАТ СМЫСЛА".

Человек, таким образом, создает себе мощную объяснительную базу, позволяющую поступаться ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ и "божественными ценностями". Он наполняет свою совесть ЦЕННОСТЯМИ "ОТ ЛУКАВОГО". Благодаря этому человек получает возможность "успокоить" свою совесть, и, добившись ее "молчаливого согласия", поставить ее на службу своим неблаговидным поступкам. Такую "модифицированную", подстроенную под собственные ИНТЕРЕСЫ совесть я называю "совестью нисхождения", поскольку служит она злой ВОЛЕ человека, движимой НАМЕРЕНИЯМИ достижения им частных низменных целей, попирающих достоинство и свободу других людей.


***


Я позволю себе все же закончить эту статью на оптимистичной ноте, ибо верю, что в совести каждого современного человека, через какие бы "жизненные университеты" он ни прошел, заложены (пусть и на самом ее дне, пусть и в самом слабом и зачаточном состоянии) те ценности, которые я назвал "божественными". Эта слабая и почти без права голоса совесть порой все же проявляет себя, так что даже отъявленный злодей страдает (пусть и на старости лет) от страха преследования жертвами своих преступлений, от ночных и дневных кошмаров. Эта совесть мучает хозяина приступами паранойи и депрессии, иногда приводя к суициду.