Процесс планирования
Джон Ролз считает планирование составлением расписания: "Мы пытаемся организовать нашу деятельность в некоторую временную последовательность, где каждое действие осуществляется в определенный период времени". Он подчеркивает далее, что с помощью планирования "семейство взаимосвязанных желаний может быть удовлетворено эффективным и гармоничным образом".
Это достигается за счет уделения основного времени и энергетичeских ресурсов человека тем видам деятельности, которые направлены на наиболее интенсивные желания. Немаловажно, что предпочтение должно отдаваться таким видам деятельности, который внесут впоследствии наивысший вклад в достижение следующих целей. Такой план соединяет цели и интересы человека в плодотворную схему поведения.
"План составляется из подчиненных планов, подходящим образом организованных в некоторую иерархию, так что общие черты плана допускают более постоянные цели и интересы, дополняющие друг друга", - пишет Джон Ролз. То есть, на каждую промежуточную цель составляется свой (более или менее подробный) план.
Намечать цели следует сверху вниз - то есть, от наиболее общих и отдаленных к наиболее близким и конкретным. Так осуществляется постепенный переход от образа будущего к тому, что надо сделать здесь и сейчас, чтобы это будущее приблизить и цели, там лежащие, сделать досягаемыми.
Если ближайшие по времени реализации планы должны быть вполне конкретными и детальными, то отдаленные планы (как правило, направленные на достижение более общих целей) весьма схематичны. Ведь человек может предвидеть только набросок путей к своим долгосрочным целям.
По мере продвижения к главной цели, человек реализует подчиненные планы, которые обеспечивают долгосрочные цели и интересы. Эти подчиненные планы реализуются в известной степени автономно от „генерального плана, подвергаясь, если надо, изменениям по ходу их исполнения. При этом, как подчеркивает Джон Ролз, "ревизии и изменения на более низких уровнях обычно не отражаются на всей структуре".
Важным остается приоритет высших целей. Поэтому, по словам Ролза, "желания, которые могут мешать достижению других целей или подрывают возможность других видов деятельности, отбрасываются, в то время как те желания, которые сами предоставляют удовольствие и поддерживают другие цели, поощряются".
Важным условием успешного рационального плана является трезвая и честная оценка достижимости целей. „Например, мы не можем достичь целей, описания которых бессмысленны или противоречат хорошо установленным истинам», - пишет Ролз. Преследование таких целей может поставить под угрозу исполнение всего плана. Поэтому необходим отказ от желаний, которые направлены на такие цели.
Джон Ролз, утверждая, что рациональный план должен быть принят на основе „осмотрительной рациональности» , говорит также о наличии определенного рода компетенции у человека, принимающего решения:
«он знает в общих чертах свои желания, как настоящие, так и будущие,
он способен оценить относительную интенсивность своих желаний
он в состоянии решить, если необходимо, чего же он на самом деле хочет
он может рассмотреть доступные альтернативы действий и установить согласованное их упорядочение: если даны два плана, то он может решить, который из них он предпочитает
после того, как план принят, он способен придерживаться его и может сопротивляться сиюминутным искушениям и отвлекающим факторам, которые возникают по мере исполнения плана» .
И, наконец, стоит упомянуть о том, насколько скрупулёзно должен человек улучшать свой план. Конечно, чем лучше и продуманнее план, тем больше вероятность успеха, Некоторые люди не решаются приступить к осуществлению задуманного, стараясь пересмотреть все варианты и нюансы, учесть всевозможные мелочи, чтобы перестраховаться от возможной неудачи.
Джон Ролз пишет по этому поводу: „Формальное правило гласит, что мы должны размышлять вплоть до того момента, когда вероятные преимущества от улучшения наших планов достойны потраченных на размышление времени и усилий. Следование удовлетворительному плану совершенно рационально, когда предполагаемые преимущества от дальнейших подсчетов и дополнительного знания не перевешивают тех беспокойств, которые необходимы для их осуществления».
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА И ПОСТРОЕНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ
Краткосрочные планы направлены на достижение конкретных целей, которые могут в значительном числе случаев являться ступенями к более общим, долгосрочным целям, в частности к целям жизненного плана. Джон Ролз предлагает следующие принципы, опора на которые делает реализацию планов наиболее эффективной.
Принцип эффективных средств утверждает, что человеку следует принять такой способ достижения цели, при котором цель достигается наилучшим образом. Это значит, что данную цель надо достигать с наименьшей тратой средств (будь это время, деньги, душевные издержки). При наличии неограниченных средств цель должна быть достигнута наболее полным образом.
Принцип включения заключается в том, что „один краткосрочный план следует предпочесть другому, если его исполнение достигнет всех желаемых целей другого плана и дополнительно к этому — некоторых других целей“. То есть всегда следует выполнять наиболее включающий план, если таковой существует.
Часто, однако, как отмечает Джон Ролз, ни один план не является более включающим, чем другие: каждый может достигать какой-то цели,которая не может быть реализована в других планах. Тут приходит на помощь принцип большей вероятности:
„Допустим, что цели, которые могут быть достигнуты двумя планами, приблизительно одинаковы. Некоторые цели могут иметь бoльшие шансы реализации в одном плане, чем в другом, и в то же время ни одна из остальных целей не достигается с меньшей или большей вероятностью. Бoльшая вероятность успеха выделяет план, так же как и большая включительность. Когда все эти принципы работают вместе, выбор настолько очевиден, насколько это вообще возможно“.
ДОЛГОСРОЧНЫE ПЛАНЫ
Жизненный план человека, считает Ролз, будет учитывать далекое будущее и даже смерть. Однако с точки зрения временной структуры план становится все менее подробным для более поздних периодов.
Долгосрочный план обеспечивает человеку определенные гарантии против самых общих случайностей. Для этого используются самые общие средства. По мере того, что человек получает новую информацию о своей ситуации, все более точно узнает о своих потребностях и желаниях, о перспективах ич реализации он может вносить в свой план больше деталей. Как отмечает Джон Ролз, „мы не должны воображать, что рациональный план — это детальный чертеж наших действий на всю жизнь: он состоит из иерархии планов, и более подробные подпланы замышляются в подходящее время“.
Джон Ролз предупреждает, что если человек принимает идею долгосрочного плана, то такого рода схема планирования будущего должна оцениваться по тому, к чему она, вероятно, приведет в каждый будущий период времени. То есть необходимо с большей или меньшей долей вероятности прогнозировать последствия своего поведения, осуществляемого в соответствии с этим планом.
Одним из важных принципов рационального выбора долгосрочного плана Джон Ролз считает "принцип откладывания": "если в будущем мы можем захотеть сделать несколько вещей, но не уверены, что именно, тогда, при прочих равных условиях, мы должны спланировать сейчас так, чтобы эти альтернативы были открыты".
Иными словами, человек, находясь в условиях недостатка информации о возможном будущем, не зная наверняка в каких ситуациях он окажется в следующие периоды своей жизни, закладывает в свой долгосрочный план возможность того, что он будет иметь возможность двигаться и в будущем в желательном для себя направлении (даже если придется корригировать некоторые цели). Человек откладывает на будущее конкретизацию своих действий, а до тех пор он действует согласно своему плану, принятому в общих чертах. "Принцип откладывания заключается в том, что, при прочих равных условиях, рациональные планы предоставляют нам свободу до тех пор, пока мы не получим ясного представления обо всех фактах, имеющих отношение к делу", - пишет Ролз.
Передавая себе будущему эстафету конкретизации своих планов, человек, тем самым, считается со своими будущими целями, важность которых не уступает по важности тем целям, которые он преследует теперь. "Внутренняя значимость, которую мы приписываем различным периодам нашей жизни, должна быть одинаковой в каждый момент времени, - заявляет Джон Ролз, - эти ценности должны зависеть от всего плана жизни, насколько мы можем его определить, и не должны подвергаться влиянию случайностей нашего видения положения дел в настоящее время".
Далее, важно отметить, что долгосрочный план отражает иерархию желаний, начиная с более общих и переходя к менее общим. При этом, как пишет Ролз, главные черты плана обеспечивают и поощряют выполнение более постоянных и общих целей. Человек при этом, соглашается с тем положением дел, что конкретная форма удовлетворения желаний в будущем также не может быть определена заранее, а будет зависеть от возможностей, которые предоставят ему ситуации в будущем.
Джон Ролз считает, что рассмотренные выше (для краткосрочного планирования) принципы "эффективных средств" и "большей вероятности" применимы и к долгосрочному планированию.
Третий принцип (принцип включения) для долгосрочного плана принимает, согласно Ролзу, такой вид: "один долгосрочный план лучше другого для любого данного периода (или ряда периодов), если он допускает поощрение и удовлетворение всех целей и интересов другого плана и поощрение и удовлетворение некоторых добавочных целей и интересов. При наличии более включающего плана его следует предпочесть первоначальному плану: он охватывает все цели первоначального плана и, по крайней мере, одну дополнительную цель".
Хотя в целом использование для долгосрочного плана принципа включения может показаться более проблематичным, Джон Ролз считает, что "мы можем выбирать между разными рациональными жизненными планами; а это означает, что мы можем выбирать, какие желания будем иметь в более позднее время".
***
Джон Ролз называет еще два важных принципа, применимых к общему оформлению долгосрочных планов.
"Принцип непрерывности" говорит о том, что план в своей целокупности, имея некую доминирующую цель, представляет собою единство, упорядоченную во времени последовательность действий, причем ранние и поздние действия взаимосвязаны. Джон Ролз Подчеркивает, что нельзя рассматривать отдельный период плана в отрыве от остальных: "не существует отдельной функции полезности для каждого отдельного периода". Поэтому, считает Ролз, "следует не только учитывать воздействие и взаимовлияние между разными периодами, но и избегать существенных взлетов и падений".
С "принципом непрерывности" тесно связан "принцип растущих ожиданий", базирующийся на том факте, что существуют различные стадии жизни, каждая, в идеале — со своими собственными характерными задачами и удовольствиями.
Джон Ролз утверждает:
"Нам следует рассматривать преимущества растущих или, по крайней мере, несущественно снижающихся ожиданий... Представляется, что с течением времени должны предпочитаться растущие ожидания... Мы можем попытаться объяснить это предпочтение относительно большей интенсивностью удовольствий предвкушения по сравнению с удовольствиями воспоминания... При прочих равных условиях, мы должны организовать все на ранней стадии таким образом, чтобы была возможна счастливая жизнь на более поздних стадиях...
Даже без учета этого важного элемента, растущий, по крайней мере не убывающий, план представляется более предпочтительным, поскольку более поздние виды деятельности могут зачастую включить в себя и связать в одно целое результаты и наслаждения всей жизни в некоторую согласованную структуру...".
***
Рассмотренные выше принципы, на которых строятся долгосрочные планы, показывают нам тесную связь жизненного плана со СМЫСЛОМ ЖИЗНИ. Благодаря плану жизнь наполнена согласованностью и осмысленностью, отдельные периоды жизни человека связаны смыслом движения к долгосрочной цели в единое целое.