quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Интерес в модусе обладания

Когда человек имеет интерес к какой-либо вещи, он, тем самым, впадает в отношение зависимости от этой вещи в силу существующей у него нужды в ней как в предмете удовлетворения его потребности, пишет А.Н.Гончарова. В то же время, отмечает она, „отношения собственности основываются на способности человека подчинять вещь своей воле, что становится возможно только там и тогда, где и когда человек познал и научился использовать в своих целях“ определенные свойства этой вещи. Тем самым человек создает себе условия, „в которых сохраняются или воссоздаются способности и функции вещи по удовлетворению потребности, т.е. ее ценность“. Поэтому-то человеку свойственно стремление владеть предметом своего интереса.

Обладание некой вещью, которая является предметом интереса другого человека, вынуждает обоих людей (и владельца вещи, и того, кто в ней заинтересован) вступать в определенные отношения друг с другом по поводу владения, пользования и распоряжения этой вещью. Несобственник попадает в определенную зависимость и от вещи, и от ее владельца. При этом вряд ли вызовет удивление тот факт, что собственник вещи, в которой он заинтересован, будет стремится сохранить ее в своем владении. Ведь сознание того, что кто-то от тебя зависит, будет дополнительно увеличивать ценность этой вещи, а заодно и способствовать укреплению САМООЦЕНКИ.

Важную роль в обладании предметами своего интереса имеет социальное положение человека, которое характеризуется не только его материальной и финансовой состоятельностью, но и (порой в гораздо большей степени) совокупностью тех связей, в которые вовлечен человек. Именно они обеспечивают и доступ к предметам интереса (способным удовлетворять потребности человека), и возможность их приумножения и защиты. Уровень развития самих потребностей также будет зависеть от социального положения, то есть от тех возможностей, которые это положение человеку предоставляет.

Стремясь к тому, чтобы добиваться удовлетворения своих интересов, человек вынужден порой изобретать разные хитрости, совершенствовать свои способности добиваться задуманного. Поэтому можно с уверенностью утверждать, пишет Гончарова, что „интересы являются важнейшей движущей силой как для социально-экономического и духовного развития общества, так и для творческого развития личностей живущих в нем людей“.


***


Интерес человека к какими-либо чрезвычайно значимым для него темам притягивает все его внимание, как магнитом. Из-за этого существенно суживается широта взгляда человека на реальность. Мимо проходят вещи, которые могли бы стать возможностями для движения человека на путях его СТАНОВЛЕНИЯ. Но нет – внимание человека не в ФОКУСЕ БЫТИЯ, его притягивают ЗАБОТЫ или СТРАХИ. А то, что мы называем МАТРИЦЕЙ СУДЬБЫ – тот набор возможностей конкретного момента - попросту проходит мимо. Получается, что заботы и страхи оказываются для человека “важнее” тех перемен, которые он мог бы осуществить. Человек “принадлежит” этим заботам и страхам, они становятся его хозяевами.

Направленность поведения человека на объекты, имеющие для него повышенную ЦЕННОСТЬ, которая осуществляется в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, несомненно суживает арсенал используемых человеком действий. Так, основная задача поведения будет состоять в том, чтобы приобретать, накапливать, приумножать и защищать те объекты, которые входят в сферу интересов человека. Как мы уже знаем, это могут быть не только материальные предметы, но и статусы, общественное положение, доступ к ресурсам и контролю, власть, а также личные свойства (например, особые навыки, знания, владение информацией и т.д.).

Также будут существенно нарушены и межчеловеческие отношения, поскольку нередко будут нарушаться ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ: для приумножения того, чем человек обладает, он будет прибегать к тактике типа „отнимать и делить“. Иногда даже без последнего пункта. Хотя для того, чтобы творить НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, человеку приходится считаться с тем, что в одиночку это трудно, потому и приходится поддерживать и укреплять отношения с себе подобными.

Под влиянием страсти человек также находится в „здесь и сейчас“, буквально прикованный к предмету своего вожделения. Он не может думать ни о чем другом, разве что о том, как ему „продлить очарование“. Здесь налицо ограниченность свободы тем, что человека ведут не осознанные и взвешенные решения, а толкают импульсы. Также направленность мыслей и действий будет определяться именно стремлением обладать предметом страсти или отдаться ему без остатка (модус обладания).

При некой сверхценной идее, связанной с чрезвычайно значимой для человека целью, он также будет всего себя отдавать делам, направленным на ее воплощение в реальность. Однако всеми помыслами своими человек находится как бы в плену у будущего (в той точке, где его идея уже „осуществлена“). ФОКУС ВНИМАНИЯ его смещается, что отвлекает человека от ФОКУСА БЫТИЯ, а значит и от честного восприятия реальности. Человек будет, напротив, неосознанно обманывать себя, находя в „здесь и сейчас“ несуществующие РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, принимая решения, основанные на переоценке ситуации и самого себя. То есть налицо так называемое ЖЕЛАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ, которое, будучи направлено на обладание, видит реальное в нереальном (в собственных ФАНТАЗИЯХ).


***


Итак, думаю, я показал достаточно наглядно, что именно верность модусу обладания диктует человеку необходимость следовать формуле „я так поступаю, поскольку это сфера моих интересов“. И эти интересы чисто меркантильны, поскольку они способствуют накоплению. АЛЧНОСТЬ и ЖАДНОСТЬ – вот проявления такого интереса. Реализация принципов борьбы за сферы интересов неминуемо способствует преумножению ЗЛА (поскольку человек поступает несправедливо и делает другому то, что не хотел бы, чтобы другие делали ему).

И именно с подобными вещами мы имеем дело, когда говорим, что люди имеют „конфликт интересов“. Каждая из сторон хочет в первую очередь преследовать и отстаивать свои интересы, часто не считаясь с интересами другой стороны либо в ущерб им (или даже намеренно нарушая эти интересы). В результате люди становятся конкурентами, а то и врагами. Дело доходит до войны (открытой или явной), на которой „все средства хороши“.

Важное замечание (уже не раз упомянутое): то что человек „имеет“, чем он „обладает“ (в тон числе и его интересы) становится как бы частью его ИДЕНТИЧНОСТИ. В результате угроза интересам человека может стать угрозой его целостности, вызывая ТРЕВОГУ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ со всеми вытекающими последствиями (ненавистью, разделением человечества на „своих“ и „врагов“).

И еще одно. В интересах человека, порой, не получение “во владение” неких новых объектов, а сохранение стабильности и статуса кво. Многим людям выгодно, чтобы все оставалось так, как было заведено, поэтому они запросто перегрызут горло за то, чтобы их оставили в покое и ничего не менялось.