quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Тщеславие и ложь

Если ты обманываешь другого,
не радуйся, что ты умнее и хитрее –
может быть, тебе просто доверяли...

Тщеславие и гордыня всегда лживы. Конечно, эта ложь чаще всего не сознается. Однако от этого ложь не перестает быть ложью: человек обманывает сам себя и пытается (опять же, часто неосознанно) обмануть окружающих, заставить их поверить в его соответствие своему идеальному образу. Рассмотрим здесь некоторые аспекты лживости гордецов.


ЛОЖЬ В ОТНОШЕНИЕ САМОГО СЕБЯ (САМООБМАН)

Как указывает Николай Бердяев, когда человек перестает познавать самого себя, свою бытийность, когда он оказывается „не до последней глубины правдив и искренен“, то он начинает себя идеализировать, начинает „творить свой образ, возвеличенный или приниженный“, направленный вовне. Человек начинает себя стилизовать, и ему самому начинает нравиться его стилизованный образ. Человек создает о себе миф. Бердяев подчеркивает, что иногда человек вызывает в себе отвращение, но – Бердяев делает на этом акцент - этот вызывающий отвращение собственный образ человек тоже стилизует для выноса вовне.

Карен Хорни, говоря о перфекционистах, отмечает, что для него имеет значение не просто мелкие детали (порядок, пунктуальность), а „превосходство без изъяна всего склада их жизни“. Как отмечает Карен Хорни, самая яркая черта погони за совершенством состоит в том, что эта погоня идет в мире фантастики, в царстве неограниченных возможностей. Внутренние требования тщеславного человека откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА. Поэтому честному восприятию реальности не остается места, поскольку реальность делает все чудеса лишь жалкими фантазиями. Отсюда – стремление к самообману как способу избежать развенчания иллюзий о себе самом.

„Человек не отрицает вреда, который эти требования причиняют ему в жизни, - пишет Хорни, - но вред этот для него пренебрежимо мал по сравнению с грядущей славой“. У гордеца, „есть тайное чувство, что, проявив интерес к себе и своему развитию, он лишится прав на будущие достижения“.

По словам Хорни, „другие требования к себе могут и не быть фантастичными по сути, но показывают полное пренебрежение к условиям, при которых они могли бы быть выполнены. Поскольку НАДО – результат погони за славой, а их функция – переделать человека в его идеал, предпосылка их действия такова: для меня нет и не должно быть ничего невозможного. А если так, то вполне логично, что существующие условия не нуждаются в проверке“.

Кохут отмечает, что склонность человека к самообману может быть обусловлена давлением грандиозной САМОСТИ (см. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАРЦИССИЗМ). И в этом случае, гордеца ложно приписывает своей самости (точнее, ее идеализированной части) некие великие достижения или возможности.

Или же склонность ко лжи может быть обусловлена давлением потребности в идеализированном внешнем объекте (см. РАЗВИТИЕ САМОСТИ). В таком случае, некие великие достижения, обладание огромным богатством или выдающимися интеллектуальными способностями, или высокий социальный статус ложно приписываются другому человеку, который занимает позицию лидера, выступая в качестве фигуры родителя. Человек будет буквально боготворить того, кто является для него таким идеализируемым объектом (это могут быть как родственники, которым приписывается некое величие, либо фигура лидера, вождя).


ЛОЖЬ В ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ

Гордыня может проявиться лишь в обществе. Как мы уже говорили, гордец нуждается в зрителях. Демонстрация им фасадов и масок вместо истинного лица является насущной необходимостью гордеца. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы другие люди не смогли раскрыть его истиной сущности. Этой цели служит стремление показывать другим людям поступки и намерения, которые способствовали бы поддержанию в глазах других того образа, которым человек (и в это гордец искренне верит!) и является на самом деле.

Лживость проявляется и в поведении, и в отношениях с другими людьми. Человек, обуянный гордыней, часто считает других людьми второго сорта. Ведь он в своих представлениях о себе - самый умный, хитрый, талантливый. Однако, как отмечает Карен Хорни, часто "его высокомерное презрение к другим скрыто (в том числе и от него самого) за лакированным дружелюбием, поскольку самые его нормы не допускают подобных "неправильных" чувств".


ЛОЖЬ НЕОСОЗНАННАЯ

Очень часто человек, увлеченный воплощением в жизнь своего идеального образа отрывается от реальности. Он прилагает отчаянные усилия, чтобы жить как НАДО. Эти НАДО подменяют собой ВОЛЮ человека, делая его поведение компульсивным. По словам Карен Хорни, „компульсивность неразборчиво требует превосходства и делает человека равнодушным к истине, касается ли эта истина его самого, других людей или фактов“:

„Человека, гоняющегося за совершенством и превосходством, отличает  "желающее мышление", "желающее видение мира", "желающие верования" и, в особенности, "желающее чувствование".

На службу погони за достижением идеала, ставится ВООБРАЖЕНИЕ которое вызвано воздействием могущественных «НАДО»...

ВООБРАЖЕНИЕ это инструмент процесса самоидеализации, сопутствующий человеку везде и заставляющий его принимать миражи за реальность...

Если мысли и чувства человека сосредоточены в основном на созерцании вожделенных возможностей, он теряет чувство конкретного, ощущение «здесь и сейчас». В погоне за совершенством слабеют задержки ВООБРАЖЕНИЯ“.

И гордец начинает верить в то, что он и есть такой, каким он страстно хочет быть, то есть в свою неосознанную ложь самому себе. И другие до поры до времени верят в то, что человек говорит или делает, ведомый своей гордыней.


ЛОЖЬ НАМЕРЕННАЯ

Самая отвратительная ложь - это ложь НАМЕРЕННАЯ. Она исходно преследует неблаговидные цели, поскольку направлена на получение лжецом неких преимуществ. В случае гордыни, тщеславный человек будет стараться своей ложью заставить других поверить в то, что он есть именно тот, за кого он себя выдает (то есть тот самый вожделенный, идеальный для гордеца образ). Иными словами - это намеренное пускание другим пыли в глаза. Такую ложь мы сплошь и рядом наблюдаем и в каждодневности, и в большой политике.

Как часто люди намеренно скрывают правду о себе, о своих поступках, о неудачах - лишь бы "не ударить лицом в грязь".

Но это бы еще полбеды. Казалось бы, что за горе, если другие увидят в человеке тот образ, который он хотел бы иметь, если они не разглядят его истинную сущность под маской...

Однако не все так просто, поскольку одним лишь образом дело не ограничивается. И гордец будет продолжать лгать другим, с целью заставить их поступать таким образом, чтобы он мог добиваться все новых и новых побед, поддерживающих его гордыню, его хрупкую, но столь нужную ему самооценку, столь зависящую от внешних УСПЕХОВ.

Такая ложь будет в любом случае нарушать ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, поскольку другие люди будут в той или иной степени ограничены в своих ИНТЕРЕСАХ или в своей СВОБОДЕ. Такая ложь будет лить воду на мельницу ЗЛА. Иными словами, гордец своей намеренной ложью делает осознанный ВЫБОР в пользу ЗЛА.

Например, мужчина, гордящийся своими любовными победами, нередко прибегает к обману своих любовниц, обещая им златые горы, лишь бы те покорились его натиску.

Или политик за громкими фразами скрывает свои истинные намерения. Воодушевляя людей на жертвы или даже на смерть во имя фантастических идеалов или ради защиты от выдуманных врагов, такой политик добивается исключительно одного - сохранить, укрепить, продлить свою власть, которая является предметом его гордыни и условием его душевного благополучия (ощущения собственной значимости, высокой самооценки).

Но даже если задача гордеца - просто сохранить имидж, его намеренная ложь может вредить другим, на которых он перекладывает ответственность за свои неблаговидные поступки и неудачи. Это бывает, когда признание собственной ошибки угрожает имиджу или даже собственному представлению о себе самом. Поэтому, пытаясь избежать СТЫДА или ОТЧАЯНИЯ, человек прибегает к заведомому обвинению других людей, подвергая их тем самым опасности быть безвинно наказанными или опозоренными.