Тщеславие как нарушение волевой сферы
„У него есть чувство,
что он сам не является движущей силой
своей жизни.
Ибо им движут в первую очередь
не его желания и стремления,
а его гордыня“
Карен Хорни
ВОЛЯ человека отражает его СВОБОДУ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, то есть принятие решений на основе свободного выбора из РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и совершение действий, которые должны вести к достижению целей, вытекающих из его истинных потребностей, желаний и намерений.
Если здоровые желания и потребности человека отражают стремления его ПОДЛИННОГО Я, стремления к СТАНОВЛЕНИЮ, то цели, которые ставит перед собой человек тщеславный, зачастую определяются его склонностью соответствовать образу своего ИДЕАЛЬНОГО Я, то есть, по сути, быть неким сфантазированным субъектом. Во имя воплощения и торжества этого образа гордец отказывается от многих своих подлинных и насущных потребностей и желаний. Он сосредотачивается на решениях, направленных на укрепление своего ИДЕАЛЬНОГО Я. И на этот алтарь гордец кладет весь свой интеллект, всю свою волю.
Рассмотрим ниже аспекты поведения тщеславного человека, основываясь на материалах книги Карен Хорни.
Тщеславие, гордыню можно рассматривать как погоню за совершенством, в основе которой лежит во многом неосознанное требование к себе: "ты ДОЛЖЕН соответствовать собственному идеалу!!!". Человек, по сути, оказывается запрограммированным, загипнотизированным этим требованием. Именно поэтому тщеславие компульсивно, заявляет Карен Хорни. Это значит, что как бы не сам человек принимает решения, как поступить, а его гордость принимает их за него, хотя человек считает, что он сам принимает решения, основанные на его убеждении – быть лучше других.
Компульсивные внутренние требования являются попыткой тщеславного человека отстоять свое место в мире - место, адекватное значительности его идеального образа и поддерживающее в его глазах этот образ. Он заставляет себя воплощать свое совершенство в действительность с помощью своих НАДО, которые "требуют" от него следования жестким внутренним предписаниям.
А предписания эти направлены не на то, чтобы человек адекватно проживал свое бытие, а на то, чтобы он завоевывал, приобретал, отстаивал атрибуты своей особости, своего превосходства. Именно в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ происходит вся драма активности тщеславного человека, его борьбы за соответствие ИДЕАЛЬНОМУ Я, борьбы с окрыляющими взлетами и деморализующими неудачами.
***
Потребность в совершенстве и превосходстве пробуждает две могущественные страсти:
• стремление к бесконечности совершенства
• желание найти легкие пути к достижению этого совершенства
Нужда в совершенстве берет человека в свои клещи. Его словно кто-то тащит к достижению идеального образа, не принимая во внимание ни его самого, ни его главнейшие интересы. Отсюда неразборчивость и ненасытность тщеславия.
НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ
Так как реальные интересы человека, гоняющегося за достижением идеала, не имеют для него значения, он ДОЛЖЕН быть таким-то, поступать так-то, чтобы этому идеалу соответствовать.
Влечение к превосходству сильнее всего связывается с предметами, где превосходство наиболее достижимо для данного человека в данное время, поэтому люди, находящиеся в тисках тщеславия, очень мало привязывают свою деятельность к ее содержанию. Главное - результат, то есть достижение превосходства, соответствие идеалу.
Вследствие этого на протяжении жизни честолюбивые устремления вполне могут менять направление, причем неоднократно. Человека не просто "ведет" по жизни, но "ведет" наиболее легкими путями - к наиболее достижимым на данный момент целям.
НЕНАСЫТНОСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ
Потребность в совершенстве не удовлетворится меньшим, чем переделка всей личности в идеал, отмечает Хорни. Эта погоня за совершенством продолжается, пока личностью движут неведомые ей самой силы - силы ее гордыни.
Чем больше субъективная важность влечения, тем настоятельнее потребность достичь цели. Но тем более интенсивна реакция на фрустрацию, то есть на крах устремлений к совершенству.
НЕПРИЗНАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
"Он не хочет взбираться на гору,
он хочет сразу оказаться на вершине"
Карен Хорни
Непризнание естественных ограничений лежит в основе стремления к совершенству и превосходству. Эта потребность быть исключением, „исключить из своей жизни необходимость“ превращается в требование. Человек считает себя вправе быть выше необходимости, то есть не признает те естественные РАМКИ, которые ставит ему его СУДЬБА. Он не признает, что существуют ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ.
Потребность человека в актуализации своего идеального образа столь императивна, что он вынужден отмахнуться от всех задержек, как от не относящихся к делу или несуществующих. В результате человек может принять желаемое за действительное, осуществляя выбор не между РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, а поступая в соответствие с „возможностями“ своего воображаемого мира.
Человек тщеславный в глубине души очень неохотно признает ограничения в том, чего он от себя ожидает и считает возможным достичь.
Он ненавидит сверку с очевидным, когда она касается его особых иллюзий о себе самом. Его основная цель – это достижение идеала, кроме этого он "не видит" ничего.
Его перестает интересовать процесс обучения. Фактически, он склонен презирать скрупулезную работу, продвижение к цели шаг за шагом.
Чем больше вступает в свои права его иррациональное воображение, тем вероятнее, что он должен уже просто бояться всего реального, определенного, конкретного или конечного.
В основе рассмотренных особенностей поведения тщеславного человека лежит его внутренний отказ брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и недостаток конструктивного интереса к самому себе, то есть к своему ПОДЛИННОМУ Я. В итоге человек не ведает своих границ и, следовательно, легко ставит себе слишком малые или слишком высокие цели. Именно это «неведение» становится основой, без которой и не могла бы начаться погоня за совершенством и превосходством.
***
В заключение стоит рассмотреть различия между здоровыми стремлениями, проявляемыми в свободном ВОЛЕВОМ АКТЕ, и влечением гордеца к совершенству. Карен Хорни указывает, что это различия между:
• спонтанностью и компульсивностью (различие между "Я ХОЧУ" и "Я ДОЛЖЕН", - должен, чтобы избежать опасности);
• признанием и отрицанием ограничений;
• фокусировкой на достославном окончательном продукте и ощущением эволюции;
• видимостью и сутью;
• фантазией и правдой.
Добавлю, что это также различия между:
• СВОБОДОЙ и неосознаваемой внутренней необходимостью (НАДО),
• ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ за свой поступок и отказом от ответственности (все случается как бы "само собой"),
Отказ принять на себя ответственность является общим свойством всех механизмов поддержания гордости, указывает Карен Хорни. При этом тщеславный человек стремится отказ от ответственности спрятать за псевдообъективностью, объясняя причины и обстоятельства того или иного своего действия или поступка, выискивая ему извинения и оправдания.
***
Тщеславный человек может быть не только чрезвычайно активным в достижении своего идеала. Он может быть и весьма осторожным, даже пассивным. Мы здесь вплотную подходим к аспекту "ЛЕНИ". „Ничегонеделание“ может быть свойственно тщеславным людям, если они тем самым пытаются избежать краха иллюзий о самих себе. Отказываясь от движения к вожделенной цели, гордец не отказывается от своего требования быть великим. Это, скорее, значит, что он не хочет лишний раз осознавать его тщетность в случае неудачи, подчеркивает Карен Хорни.
Опасаясь неудачи, гордец лучше не будет предпринимать никаких шагов для воплощения в жизнь своего идеала. Неудача означала бы необходимость признаться себе в тщетности своих фантазий о собственном величии, таланте, могуществе. Отказ от действия в этом направлении сохраняет иллюзию величия и превосходства в неприкосновенности. Человек скажет себе (и другим): "мне просто пока не охота; вот если бы я захотел, то непременно стал бы (знаменитым певцом, художником, оратором, писателем, политиком и т.д и т.п)"...
***
Завершу эту главу о компульсивности гордецов обобщающей цитатой из Карен Хорни:
„Если мы являемся собою в достаточной степени для того, чтобы иметь спонтанные чувства, принимать собственные решения и нести за них ответственность, у нас есть ощущение внутренней цельности, и у него прочная основа. Когда ПОДЛИННОЕ Я "заперто" или "сослано", способность к интеграции, к цельности, тоже будет находиться на низком уровне.
Способность направлять свою жизнь ослабела прямо пропорционально их отчуждению от себя. Эти люди движутся, без цели и плана, куда ведет их ФАНТАЗИЯ. Пустые грезы занимают место прямой деятельности; следование случаю – место честных стремлений; цинизм служит подпоркой идеалам. Нерешительность может достигать такой степени, что тормозит любые целенаправленные действия. Откладывание со дня на день прикрывает нерешительность. Недостаточность чувства направления может укрываться за установкой на уступчивость. Предоставленный сам себе, он чувствует себя потерянным. Его ПОДЛИННОЕ Я заключено в темницу; он не может с ним посоветоваться, и по этой самой причине он – беспомощная добыча тянущих в разные стороны НАДО.
В результате этой тенденции, наблюдается общее обеднение эмоциональной жизни: по уменьшению искренности, непосредственности, глубины чувств или, по крайней мере, по сокращению числа возможных чувств. Чувства все больше носят характер реакций. Чувства не идут из глубины; в глубине их нет.
Они живут в мире своего собственного воображения и поверхностно отвечают на то, что захватывает их фантазию или задевает их гордость. Хамелеоны, они всегда играют какую-то роль, сами не зная того, и, как хорошие актеры, вызывают в себе чувства, подходящие к этой роли. Лихачество за рулем, интриги, сексуальные похождения - потребность пощекотать себе нервы, возбудиться указывает на болезненную внутреннюю пустоту (только острые необычные стимулы могут пробудить хоть какой-то ответ у их неподвижных, инертных чувств)“.