Вера в превосходство разума
"Разум – магический руководитель,
для которого, как для Бога,
невозможного нет"
Карен Хорни
Если гордец прибегает к ИНТЕЛЛЕКТУ, как к главному защитному средству от фрустрации гордыни, то ему грозит противопоставление разума всем остальным составляющим его личности. "Больше нет объединений – разум и чувства, разум и тело, разум и я, а есть противопоставления – разум против чувств, разум против тела, разум против я, - отмечает Карен Хорни, - Разум становится зрителем. Все будет зависеть от того, под каким углом он на себя смотрит, и что он видит, глядя на себя. Он всегда отстранен – словно наблюдает за чужим человеком. Самонаблюдения такого сорта бывают довольно механистичны и искусственны; могут также быть открытым поиском недостатков, - ликующим, садистическим..."
В результате человеку грозит рано или поздно столкнуться и с нарушением внутрипсихического равновесия, и с ложной ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Ведь человек считает себя тем, что составляет ядро его идентичности. В случае опоры на интеллект, обслуживающий гордыню, "Он" – это его наблюдающий разум, и, как таковой, приобретает ощущение цельности; его мозг – единственная часть его существа, которая чувствует себя живой", подчеркивает Карен Хорни.
В отношениях с людьми установка на превосходство собственного разума проявляется, по словам Карен Хорни, как высокомерная правота. Отсутствие СОМНЕНИЙ в торжестве своей гордыни, в своей правоте ограждает человека "от малейшего осознания того, что он – не тот, кем, согласно предписаниям его гордости, ему НАДО быть", подчеркивает Карен Хорни, "он просто не может позволить себе рассмотреть, даже отдаленно, нечто, способное породить в нем сомнение в собственной правоте". Любое сомнение, которому гордец позволит появиться грозит породить поток презрения к себе, который может смести всю его искусственную уверенность в себе.
Интеллект, используемый как координатор всего и вся, также задействован в исключении любых сомнений гордеца в себе. В то же время, по мнению Карен Хорни уменьшению напряжения в связи с фрустрацией гордыни служат как "логика фанатика", "обычно идущая об руку с непоколебимой уверенностью в своей непогрешимости", так и "противоположная крайность – всеохватывающие сомнения в себе: если ничто не таково, каким кажется, зачем тогда беспокоиться?".
И, наконец, еще одно средство сохранить лицо, - это юмор, который, по словам Хорни, "используется, чтобы вытащить жало нестерпимого иначе СТЫДА".
Далее, интеллект является "автором" таких "КЛАССИЧЕСКИХ ЗАЩИТ", как ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ или РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которые посостоят на службе у гордыни, делая, все, что угодно, разумным, внушающим доверие, рациональным.
Угроза чрезмерной опоры на разум в ущерб другим составляющим САМОСТИ, грозит гордецу большими проблемами. "Чем больше он пытается управлять своей жизнью посредством голого интеллекта, тем более нестерпимо для него признание, что в нем существуют бессознательные факторы, - пишет Хорни, - Неизбежность их вторжения может возбудить у иных чрезмерный страх, а иные отметают ее, пытаются прогнать рассуждениями".
Искажение восприятие себя и реальности может приводить к иллюзиям перемен. Так, человек может знание о внутренних проблемах рассматривать не как необходимость перемен и шаг к изменениям, а как само изменение, которое или уже имеет место, или должно далее произойти само собой. По словам Карен Хорни, такой человек "настаивает, что эти знания должны разгонять любые тучи в его жизни без каких-либо настоящих перемен в нем самом". Иными словами, ЖЕЛАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ, отражающее стремление человека к нетронутости своей гордыни, может выливаться в самообман.
Разум может служить и тому, чтобы создать в человеке иллюзию благополучия, иллюзию того, что требования его гордыни продолжают воплощаться в жизнь. "Если даже смутное понимание неудачи (или угрожающей неудачи) в том, чтобы жить как "НАДО", уже может вызвать неистовое отчаяние, есть серьезная внутренняя необходимость предотвратить такое понимание, пишет Хорни, - Один из путей - это выполнение "НАДО" в воображении. ("Мне НАДО быть таким-то, поступать так-то – и вот, я такой и поступаю так"). Этот, по видимости легкий и гладкий, путь избегания правды на самом деле определен тайным ужасом перед столкновением с фактом, что он не живет и не может жить как НАДО (в соответствии со своими внутренними предписаниями)".