quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Клинические проявления уязвленной гордыни

Тревога уязвленной гордыни приводит постепенно к пониженной толерантности к тревоге и психическому напряжению. Поэтому все чаще в ответ на фрустрацию гордыни возникают те или иные психические расстройства.

ТРЕВОЖНЫЕ И ПАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Карен Хорни так объясняет причины панических и тревожных реакций у людей, опасающихся фрустрации собственной гордыни:

"Страх, тревога, паника могут быть реакциями на унижение или в предвидении его. Часто возникает страх перед неудачей, позором или насмешками. "Неудачей" может быть любая неполнота славы или совершенства, и предчувствие такой возможности. Это страх человека, что он будет смешон и неловок, забудет текст, "захлебнется" и покроет себя позором вместо победной славы.

Другая категория страшных предчувствий касается перспективы, что придется делать нечто, задевающее гордость, – просить повышения или снисхождения, подавать прошение, подойти к женщине с предложением – потому что это включает в себя возможность отказа. Страшные предчувствия могут наступать перед половым актом, если он означает возможность быть униженным. Страх может наступать вслед за "оскорблениями".

Многие люди дрожат, их трясет, у них перехватывает дыхание, или они испытывают прочие реакции страха в ответ на недостаток почтения или высокомерное поведение по отношению к ним. Это реакции смешанной ЯРОСТИ и страха, причем страх – это отчасти страх перед собственным неистовством. Сходные реакции страха могут следовать за чувством СТЫДА или без переживания стыда как такового. Человек внезапно чувствует, что его переполняет неуверенность или даже паника, если он повел себя неловко, робко или оскорбительно".

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Гордецу свойственны раздражительность, неровность настроения, частые и, порой, весьма сильные его колебания.

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Они возникают всегда, когда фрустрация гордыни выражается недовольством гордеца собой и НЕНАВИСТЬЮ К САМОМУ СЕБЕ. Такие эпизоды могут быть короткими, сменяясь снова хорошим настроением, но могут и затягиваться, если ненависть к себе делает человека все менее способным на поступки, которые могли бы поддерживать его гордыню.

Чем короче депрессивные фазы и чем чаще они возникают, тем больше вероятность того, что мы имеем дело именно с реакцией на фрустрированную гордыню, а не с классической "эндогенной" депрессией (хотя, я уверен, и в динамике этой депрессии фрустрированная гордыня играет немалую роль). Поэтому чрезвычайно важно для диагностики и эффективного лечения стараться увидеть причины колебаний настроения - а именно гордыню и факторы, ее фрустрирующие.

Если человек находится во власти потребности держать на привязи эмоции гнева и страха, то это может, как отмечает Карен Хорни, вообще "расплющить" наши эмоции. И в результате "не только гнев и страх, но все чувства притупляются и оскудевают". Это может напоминать свойственную классической депрессии "бесчувственность". Карен Хорни так описывает это состояние:

"Состояния, хронические или острые, лучше всего можно описать как упадок духа. Человек пренебрегает своей внешностью, позволяет себе быть неопрятным, грязным и жирным, он слишком много пьет, а спит слишком мало, ему наплевать на свое здоровье – он, например, не обращается к зубному врачу. Он слишком много или слишком мало ест, не ходит гулять, пренебрегает своей работой или любыми своими серьезными интересами, становится ленивым. Он может вступать в случайные связи или предпочитает общество пустых или опустившихся людей. Он может стать ненадежным в денежном отношении, начать бить жену и детей, лгать или воровать".

Колебания настроения связаны с использований мощной системы защит, которые "залатывают" пробоины в сияющем фасаде гордыни, позволяя гордецу и дальше упиваться своей славой. Иногда защиты "перехлестывают". Тогда мы можем столкнуться с противоположностью депрессивных реакций.

СУБМАНИАКАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Такие состояния, проявляющиеся повышенным энергетическим фоном, существенным снижением реалистического взгляда на мир, большими и амбициозными планами и уверенностью в их выполнимости, даже без прилагания особых усилий, могут отражать попытку защититься от тревоги уязвленной гордыни с помощью МАНИАКАЛЬНЫХ ЗАЩИТ. Цель таких защит снова обеспечить человеку уверенность в собственном величии и всемогуществе.

 

ИПОХОНДРИЯ

Это состояние отражает мучительный поиск у себя заболеваний и порой параноидальную фиксированность на этом. Человек изводит и врачей, и самого себя, пытаясь обнаружить изъян в собственном здоровье.

Интересную связь с гордыней отметила Карен Хорни. "В случаях ипохондрии можно выделить один фактор, запускающий механизм мучения самого себя, - пишет Хорни: ипохондрики считают, что у них должно быть абсолютное здоровье, уравновешенность и бесстрашие; малейший знак противоположного делает их беспощадными к себе".

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Если страх, ярость, другие проявления тревоги уязвленной гордыни подавляются, то они непременно проявят себя тем или иным душевным или телесным симптомом. Так возникают психосоматические расстройства, проявляющиеся различными болевыми симптомами, признаками нарушения различных функций человеческого организма.

ПСИХОТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Болезненное ощущение самого себя как некой исключительной личности может в тяжелых случаях проявляться бредом величия, при котором человек представляет себя всемогущим, богатым, знатным и даже богом. Такой бред характерен для маниакальных расстройств.

Ощущение собственной исключительности вкупе с подозрительностью и враждебностью по отношению к другим людям может вылиться в бред преследования. Использование такой "классической" защиты как ПРОЕКЦИЯ может "наделять" других людей опасными качествами (собственные агрессивные импульсы и НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ приписываются другим людям, которые "оказываются" злодеями и "стремятся" навредить человеку). Некритичное восприятие РЕАЛЬНОСТИ превращает ее в источник угрозы, и жизнь человека становится кошмаром.

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

"Саморазрушительные импульсы могут оставаться бессознательными в качестве таковых и, однако, актуализироваться в "отчаянности" при езде, плавании, скалолазании или в спешке, когда физические возможности не позволяют спешить ("со мной ничего случиться не может")", пишет Карен Хорни, и приводит и другие примеры такого поведения:

"Человек бросает свое занятие как раз тогда, когда у него что-то начинает получаться - саморазрушение часто является основным, хотя и скрытым глубже остальных: ни в малейшей степени не осознавая этого, он вынужден упускать все свои шансы; человек теряет или бросает одно рабочее место за другим, разрывает одни отношения за другими".

Такое пассивное саморазрушение может быть ошибочно принято за ЛЕНЬ.

Другими проявлениями саморазрушительных тенденций , служащих смягчению тревоги уязвленной гордости, позволяющих хоть на какое-то время отвлечься от терзаний стыда, переживания ненависти себе являются пьянство, наркомания, обжорство, навязчивые покупки.

Чтобы "разрядить" внутреннее напряжение, возникающее от отчаяния, бессильной ярости и ненависти к самому себе, человек может наносить себе различные повреждений (порезы, ожоги и т.д.). Ощущение боли, вид крови могут отвлекать человека от мучительной душевной боли или ощущения внутренней пустоты. Карен Хорни советует „всегда при намерении мучить себя - спросить себя, не возросла ли в этот момент ненависть к себе, и почему это могло случиться“.

Попытки суицида могут быть результатом стремления положить конец мучениям уязвленной гордыни. При этом такие попытки носят чаще импульсивный характер (подобно короткому замыканию), а не являются результатом взвешенного и хорошо спланированного поступка. Карен Хорни подчеркивает, что в подобных случаях человеку свойственно "нереалистическое отношение к смерти (увидев себя мертвым, он сам удивился бы больше всех)". То есть, человек хочет лишь избавления от мучительных переживаний и упоения торжеством того, что он (в своем фантазировании сцен после собственного суицида) "становится" центром внимания, "слышит" высокие слова о себе самом, произносимые безутешными близкими.

 

ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Уязвленная гордыня может приводить к частичному фрагментированию САМОСТИ, разделению ее на различные фрагменты, каждый из которых продолжает функционировать независимо от других. При этом часть самости, которая подвержена удару фрустрированной гордыни, как бы исключается как из сознавательных процессов, включая и память, так и осознанных чувственных переживаний, что дает человеку возможность пережить порой невыносимую боль. Это состояние ведёт к переживанию чужести самого себя - переживаниям дерализации и деперсонализации. Часто подобные симптомы наблюдаются при ПАТОЛОГИЧЕСКОМ НАРЦИССИЗМЕ, точнее, при так называемых нарциссических кризисах.

 

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА


ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАРЦИССИЗМ

Про ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАРЦИССИЗМ мы подробнее говорим в разделе о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ. Он отличается недостаточной эмпатией, претенциозным мышлением, чувством неполноценности и стыда с одной стороны и чувством всемогущества и грандиозности с другой.

САДИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

Стремление брать верховенство в отношениях, подавлять и унижать других людей отражают садистические черты характера человека, стремящегося самоутверждаться за счет других людей. Однако система сдержек (страх быть наказанным, страх потерять лицо) могут затушевывать явное проявление садистических импульсов.

Человек может оставаться с виду и даже слыть среди своих знакомых вполне добропорядочным, а тайком, исподтишка, с ласковым выражением лица делать другому подлости или, найдя себе слабую жертву, мучить ее "разрешенными" и "допустимыми" в данном обществе способами. Хотя нередко возможны и срывы - тогда жертве гордеца мало не покажется.

ДИССОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Однако гордыня у людей с тяжелыми ранними нарушениями характера может прорываться  Когда в самом раннем возрасте фрустрируются базовые потребности, то пробуждается ранняя агрессия и ненависть к тем, кто не удовлетворяет эти потребности или препятствует их удовлетворению. Эта агрессивность вкупе со стремлением получить во что бы ио ни стало и сразу то, что человеку хочется, может впоследствии выливаться в асоциальное поведение.

Гордец с таким характером чувствует себя не только вправе поступать именно так. Он ко всему еще и уверен в своей безнаказанности, а ощущение всемогущества и стремление самоутвердиться может делать его поступки весьма жестокими.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Молодая пациентка последнее время мучает себя самообвинениями и постоянно думает о том, что она не может „функционировать“ так, как она желает. Она страдает от страха перед будущим, а именно, что она - „потенциальная неудачница“. Кроме того, она считает абсолютно несправедливыми результаты экзаменов в университете, если результат не дотягивает до желаемой ею оценки.

Она просто впадает в бессильную ярость, когда думает о будущем и ос своей неспособности безотказно и идеально “функционировать”. Она считает, что напрасно потратила многие годы – в ее возрасте она должна была давно чего-то достичь.

Когда она совершает ошибки или не добивается успеха, она не только переживает разочарование, но и впадает в самое глубокое отчаяние. Часто эти чувства вкупе с перенапряжением сопровождаются мыслями о чрезмерной тяжести жизни и желанием покоя.

Хобби (и так немногочисленные) в связи с высокими требованиями к себе во время учебы в ВУЗе были заброшены.

В отношениях с другими людьми отмечается все большая отстраненность. Даже своего друга, с которым пациентка прожила пару лет, она оставила, так как отношения мешали ее занятиям.

Причина психического срыва:

В институте пациентка не сдала один важный экзамен, во время подготовки к которому она сильно перенапряглась, стараясь добиться наилучшего результата. Провалилась она и на пересдаче, хотя без устали готовилась к нему и день, и ночь. Очередную пересдачу она отменила сама, поскольку ее обуял страх провала, что означало бы конец ее учебы в этом ВУЗе, успешное окончание которого было для нее важно в качестве реванша по отношению к старшей сестре, закончившей этот институт. В конечном итоге пациентка взяла академический отпуск и легла в больницу.

Клиническая картина:

Началось ее психическое расстройство с проявлений депрессивной симптоматики, нарушений сна и аппетита (с довольно значительной потерей веса). Первое стационарное лечение прошло под диагнозом „ депрессивное расстройство, эпизод средней тяжести“. Тогда пациентка жаловалась на повышенную утомляемость, снижение внутренней энергетики и аппетита, чувство печали, постоянно крутящиеся мысли на тему ее учебы в университете, собственной никчемности и провалах - и на этой почве нарушение засыпания. Также она отмечала сильные колебания настроения – от ярости до чувства беспомощности – и постоянное внутреннее напряжение. Обращали на себя внимание нарциссические, навязчивые и импульсивные акцентуации личности.

Предыстория:

Родители - успешные и ориентированные на профессиональный успех, требующие того же от своих детей, но мало эмоционально вовлеченные в их дела. Пациентка (младшая из трех сестер) всегда испытывала к сестрам зависть („у них все получается легко“) и ревновала их к родителям, которые часто ставили ей в пример успешность сестер.

Все свои проблемы она привыкла решать сама, не привлекая никого из близких, и всегда полагаясь на свою способность к рационализации, а не на эмоциональную поддержку со стороны. С 16 лет во время стрессовых ситуаций порой наносит себе поверхностные порезы на предплечье.

В школе пациентка чувствовала себя одинокой и игнорируемой другими детьми. По поводу переживаний нездоровой обстановки в классе и неудовлетворенности своими оценками пациентка решила повторить предпоследний школьный класс. В последнем классе она старалась только „функционировать“, чтобы добиться хорошего результата. С этого периода она живет, по ее словам, под давлением своих внутренних “надо” и „ты должна“, не зная ни минуты покоя.

***

Несмотря на многочисленные стационарные лечения и амбулаторные психотерапии В результате пациентка так и не решилась на пересдачу экзамена и вынуждена была оставить учебу в ВУЗе по выбранной ей профессии, хотя приобретение этой профессии было мощнейшим внутренним требованием и составляло основу ее ОБРАЗА БУДУЩЕГО.

В приведенном случае видно, что эмоциональная отстраненность родителей при поощрении "успешности" с их стороны, зависть в отношение сестер и ощущение исключенности в школьном классе привели к формированию опоры на некий идеальный образ самой себя. Гордыня пациентки натолкнулась на определенные проблемы, которые она воспринимала как катастрофические и абсолютно несправедливые, вследствие чего пациентка впадала в ярость и ненавидела в себе неудачницу. Мысли о предстоящей катастрофе пугали ее, ввергали в отчаяние, сковывали ее силы, не позволяя с удовольствием предаваться любимому делу. Да и само это дело (учеба в престижном ВУЗе) являлось для нее лишь составной частью ее гордыни. Страх перед возможным крахом своего идеального образа вызвал в ней в конечном счете паралич воли, так что она отказалась от дальнейшей борьбы за свое желаемое будущее.

ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Уязвленная гордыня может приводить к частичному фрагментированию САМОСТИ, разделению ее на различные фрагменты, каждый из которых продолжает функционировать независимо от других. При этом часть самости, которая подвержена удару фрустрированной гордыни, как бы исключается как из сознавательных процессов, включая и память, так и осознанных чувственных переживаний, что дает человеку возможность пережиить порой невыносимую боль. Это состояние ведёт к переживанию чужести самого себя - переживаниями дерализации и деперсонализации. Часто подобные симпотмы наблюдаются при ПАТОЛОГИЧЕСКОМ НАРЦИССИЗМЕ, точнее, при так называемых НАРЦИССИЧЕСКИХ КРИЗИСАХ.