quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Внешняя реальность как "отражение" внутренней реальности

Говоря о внешней реальности, стоит вспомнить миры человека, описанные Ролло Мэем.

Интересно, что внешнее и внутреннее пересекается. Так, „внешний мир“ (мир судьбы и предопределленности) включает в себя физическую реальность, куда, согласно Мэю, входят, наряду с внешними объектами, обстоятельствами и явлениями, также и человеческие импульсы и инстинкты (то есть, казалось бы, нечто совершенно внутреннее). Однако Ролло Мэй подчеркивает этим тот факт, что эти "внутренние" проявления человека являются внешними по отношению к его Я (САМОСТИ).

В то же время „собственный мир“ включает в себя осознание себя и внешней (физической и социальной) реальности. Именно в этом мире человек может управлять своей судьбой. Именно через осознание своей реальности человек способен контролировать свою жизнь. И происходит это в „совместном мире“, мире межчеловеческих ОТНОШЕНИЙ, в мире ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека перед другими, в мире, в котором возможно осуществление контроля как над другими, так и над самим собой в рамках этих отношений.

Итак, здесь прослеживается уже упомянутая нами взаимосвязь между РЕАЛЬНОСТЬЮ ВНУТРЕННЕЙ и внешней. Рассмотрим, в чем выражается эта взаимосвязь.

Во-первых, наше отношение ко многим внешним объектам представляет собой лишь отношение к объектам внутренним. Получается, что страхи, ОЖИДАНИЯ и опасения в отношение внешних объектов могут совершенно не соответствовать тому, что эти объекты реально намереваются или вообще в состоянии человеку сделать. Иными словами, мы воспринимаем во внешнем мире нередко то и так, что и как нам подсказывает наше сознание, пытающееся разобраться с объектами внутренней реальности.

Получается, что человек реагирует не столько на реальность, сколько на свое восприятие реальности. Он может брать реальность под свой контроль, выстраивать защиты в отношение внешних объектов или рассчитывая на их податливость, поддержку или “сотрудничество” при осуществлении человеком контроля над реальностью – однако все это будет означать, что он лишь с большей или меньшей приближенностью действует в отношение объективной реальности, а не в отношение своих представлений о ней. Здесь человеку поможет лишь максимальная честность и открытый взгляд на мир в попытке разделить реальность внутреннюю и внешнюю, что жизненно необходимо: ведь реально действовать можно лишь во внешней реальности, осуществляя ВЫБОР из числа РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (смотрите также материал РЕАЛЬНЫЙ МИР И КАРТИНА МИРА).

Во-вторых, не лучше обстоит дело и с такими „абстрактными“ понятиями как, скажем, ВРЕМЯ. Мы уже говорили в начальных разделах, что время, в котором развертывается бытие человека есть понятие ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ. То есть время есть во многом производное человеческой психики.

Чисто физически существует лишь настоящее, точнее - момент изменения сущностей, процесс движения материи. И лишь человек в своем сознании может схватывать и НАСТОЯЩЕЕ, и уже ПРОШЕДШЕЕ, и БУДУЩЕЕ (то, чему еще предстоит состояться или свершиться).

Будущее как таковое не существует нигде, кроме как в проекте СТАНОВЛЕНИЯ человека. Будущее есть то, куда устремлены помысла человека, его ОЖИДАНИЯ, чаяния и опасения. Будущее – это чисто человеческий феномен. Оно никогда не наступит в таком виде, в каком его человек себе представляет – даже если он приложит все возможные усилия. Однако именно ради будущего совершает человек все свои поступки. Точнее говоря – человек действует ради достижения ЦЕЛЕЙ, которые находятся в будущем. Именно реализации ОБРАЗА БУДУЩЕГО и посвящены все деяния человека, осуществляемые им в ФОКУСЕ БЫТИЯ. Можно, таким образом, утверждать, что контроль будущего возможен лишь при осуществлении контроля над настоящим. А для более надежного осуществления контроля в настоящем, ФОКУС ВНИМАНИЯ человека должен находиться насколько это возможно в фокусе его бытия.

НАСТОЯШЕЕ представляет собой некое пространство возможного. Это протяженность времени (физического и психологического), включающая не только текущий момент, но и немного будущего и прошлого. В этой протяженности человек в состоянии охватить своим сознанием некое поле возможностей, которые он может выбрать или игнорировать.

Не выбрав возможность в текущем моменте, человек может ее еще выбрать чуть позже (причем для каждой возможности каждого человека такой люфт допустимого для выбора времени будет сугубо индивидуальным). Настоящее как пространство возможного дает человеку также возможность исправить (в той или иной мере) то, что было выбрано, улучшить, отточить свое решение, выбрать то, что не успел или не хотел выбрать до этого...

В настоящем еще возможно исправить ошибку своего выбора без особых негативных и необратимых последствий для себя и для других. Поэтому настоящее, по словам моего друга Леонида Глезерова, представляет собой объем поправимого. То, что уже невозможно исправить, что уже невозможно выбрать, что стало НЕОБРАТИМЫМ, уже перестает принадлежать настоящему, становится прошлым (к слову, исправлять ошибки возможно и позже, но для этого требуются уже другие подходы). Расставаясь с настоящим, событие становится НЕОБРАТИМЫМ. Конфронтация с этим фактом лежит в основе ТРЕВОГИ ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ.

Уносясь в прошлое, мгновения неосуществленного выбора воздействуют на человека, либо укрепляя и стимулируя его решимость сделать выбор, либо поддерживая его убеждение в том, что данные возможности реализовывать не стоит. Таково настоящее, в котором возможности еще доступны человеку.

ФОКУС БЫТИЯ представляет собой мгновение действия, выбора РЕАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ или отказа от выбора. После принятия решения и осуществления выбора возможность оказывается реализованной и уносится окончательно в прошлое. Невыбранные возможности рано или поздно постигает та же участь. За этой чертой вернуться к началу уже невозможно. Так человек сталкивается с НЕОБРАТИМОСТЬЮ и ОКОНЧАТЕЛЬНОСТЬЮ. Именно благодаря ответственному контролю, осуществляемому в “пространстве возможного”, человек в состоянии быть автором или пассивным участником “театра необратимости”.

В своей текущей ситуации человек сталкивается со СТРАХАМИ И ТРЕВОГАМИ. Чрезвычайно важно, при этом, различать ситуацию реальную и надуманную (то есть отражающую наши представления о мире, о ситуации) - см. рисунок. Ведь не секрет, что мы можем оказаться в плену тех или иных страхов или опасений, думая, что это страх реальный, наша боязнь реального страшного мира. Поэтому надо критически оценивать эти страхи. Они могут быть плодом пугающих ФАНТАЗИЙ и ОЖИДАНИЙ или ПРОЕКЦИЙ.

Интересный аспект открывается нам с перспективы попытки контроля нежелательного или пугающего будущего. Человек предпринимает усилия, чтобы уменьшить НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ будущего, опять-таки, беря под контроль свое настоящее (см. БУДУШЕЕ И ОПАСЕНИЯ).


***


Прошлое представляет собой динамичную ПАМЯТЬ человека: при каждом воспоминании прошлое изменяется, ибо запоминается уже само воспоминание и связанные с ним эмоции. И пересматривается прошлое, и запоминается заново в свете текущей ситуации человека. Так настоящее влияет на прошлое.

Контроль прошлого также может быть и активным, если человек хочет задавить, заглушить, переделать то, что давит на него эмоциональным грузом, ВИНОЙ или СТЫДОМ, мучает голосами внутренних объектов. Но здесь мы уже имеем дело с ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ и с попыткой повлиять на нее, взять ее под свой контроль.