quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Доверие

Я поместил материал о доверии в раздел об интеллектуально-сознавательных решениях весьма условно, посколько интеллект играет здесь несколько второстепенную роль. Я определяю доверие следующим образом:

Доверие - это осознавание (чаще весьма смутное) эмоциональных и пред- и бессознательных факторов, благодаря чему человек испытывает чувство большей или меньшей безопасности в своем мире, уменьшающее выраженность как его базальных, так и вторичных видов тревоги.

 

ДОВЕРИЕ КАК НЕКАЯ УВЕРЕННОСТЬ В "ХОРОШЕМ МИРЕ"

Доверие можно рассматривать с точки зрения некой убежденности - часто даже не просто в том, что все будет хорошо, а в том, что "все к лучшему в этом лучшем из миров". В основе такой уверенности лежит базовое доверие к миру, формируемое еще в раннем младенчестве.

Чувство безопасности, которое возникает от позитивной и прочной привязанности к значимым взрослым, от транслируемой родителями любви к ребенку и его безусловного приятия, от оказываемой ими поддержки и удовлетворения потребностей младенца. Формирующаямя САМОСТЬ получает тем самым импульс развития первичного НАРЦИССИЗМА и ощущения грандиозности и всемогущества, что дает ребенку благостное ощущение безопасности и уверенности.

По мере роста ребенка взрослые, поддерживая и поощряя его инициативу и проявление исследовательских функций и творчества, вселяют в него уверенность в его собственных силах и в том, что мир и окружающие позволяют ему проявлять свою ВОЛЮ.

При такой уверенности даже неудачи (если это не нечто фатальное) не в состоянии сильно поколебать уверенность в будущем и в самом себе, как авторе изменений. В этой связи, доверие к миру можно назвать "привычкой к хорошему".

 

ДОВЕРИЕ КАК ЛЕГКАЯ "ЗДОРОВАЯ НЕКРИТИЧНОСТЬ"

Со временем и с опытом человек накапливает информацию о том, что далеко не всегда его пребывание в этом мире может быть столь радужным, что далеко не все его поступки могут иметь благоприятные последствия или вести к успеху. Это не может не вызывать определенной доли негативных ожиданий. Недаром же говрится в шутку, что пессимизм - это хорошо информированный оптимизм.

Но все же и в таких условиях некоторые люди будут делать акцент на негативном, другие - на позитивном. Значительную роль в этом играет избирательное восприятие, некий фильтр, через который человек воспринимает сигналы своего мира. Так, один может преимущественно пропускать в свое сознание позитивные сигналы, отфильтровывая негативные, а другой - наоборот.

Трудно сказыть паушально, что лучше. Ведь пренебрежительное отношение к предупреждениям об опасности чревато большими или малыми неприятностями (такое мы часто видим у люднй с маниакальными чертами). А игнорирование благоприятных сигналов, информации о возможностях грозит стагнацией и уходом от активной жизни (как у людей с ТРЕВОГОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ или с депрессивными чертами).

Человек, всегда ожидающий неудачи будет избегать собственной активности, а человек всегда ожидающий успеха, рискует столкнуться с разочарованием. Поэтому к любым ожиданиям стоит относиться критично. Но переусердствование критичности в сторону "негатива" сделает человека подавленным и растерянным, зажатым среди запретов, которые он сам себе и поставил.

Я думаю, что все же стоит поддерживать в себе больший оптимизм, давая возможность проявляться мужеству перед лицом неизвеланного. Только так мы расширим РАМКИ СВОЕЙ СВОБОДЫ.

В рассматриваемом контексте доверие к миру и судьбе можно определить как преобладание позитивных ОЖИДАНИЙ над негативными.

 

ДОВЕРИЕ СВОИМ ПРИВЫЧКАМ И АВТОМАТИЗМАМ

В материале, посвященном ВЗРОСЛОМУ Я, мы говорили о том, что зрелое Я позволяет человеку критически принимать различные ПРАВИЛА, которые записаны в его РОДИТЕЛЬСКОМ Я.

В принципе, родители, по большей части, не желают зла своим детям. Они, конечно, могут переусердствовать, насаждая ограничения или указания, буквально въедающиеся ребенку в кровь (см. НАДО и НЕЛЬЗЯ). Ребенок, становясь взрослым, может восстать против этих ограничений, как против РАМОК СВОЕЙ СВОБОДЫ. Но если он критично отнесется к „голосам родителей“ внутри себя, то он может принять многое из того, чему родители хотели его научить (и научили-таки).

Например, определенные правила гигиены можно огульно отвергать, потому что мама зставляла мыть руки по сто раз на дню. Но человек может и выиграть, если он не будет задумываться о своей аккуратности, которая у него „в крови“. Чистота еще никого не погубила.

Или правила вежливости… Если умерить свою чрезмерную критику и протест и дать волю своему РОДИТЕЛЬСКОМУ Я, в котором записаны указания по обхождению с другими, то окажется, что во взаимоотношениях с людьми как-то само собой будет получаться более приветливо и человечно. И ответ будет таким же. Спонтанные вежливость и привеьивость воспринимаются по-другому, как нечто искреннее. А если быть вежливым "от головы" и улыбаться через силу - то это всем становится сразу заметно.

Обхождение с потенциальными опасностями тоже записано глубоко в нашей памяти ("не ходи туда", "смотри под ноги", "не подбирай с пола гадости", "оглядись, прежде чем перейти дорогу", "будь осторожнее с незнакомыми дядями"). Такие вещи помогают жить, если они соответствуют моменту и не чрезмерны в своей запретительности, то есть если они не ограничивают РОСТ. А критическая перепроверка приемлемости всех правил и привычек - как раз задача интеллекта, то есть ВЗРОСЛОГО Я.

Одним из позитивных моментов всех правил и ПРИВЫЧЕК является то, что они доводят многие рутинные действия до автоматизма, что сберегает человеку энергию и время, которые он в противном случае должен был бы затрачивать на принятие кучи самых элементарных решений.

Здоровые автоматизмы и привычки позволяют человеку делать как бы автоматический выбор в пользу того, что он считает правильным и что ему в наименьшей степени могло бы навредить, если он все же сделает неправильный выбор. Если человек принял для себя, что такие автоматизмы допустимы, что они соответствуют его самым глубинным интересам, то он тем самым дает им зеленый свет. При этом многие действия будут осуществляться без изнуряющего контроля его сознания.

Если человек уверен, что он может положиться на себя и на свое спонтанное поведение, это означает доверие себе. Доверие себе - это убежденность человека в том, что его действия соответствуют представлениям его „Я“ о том, что для него полезно и правильно. То есть, это убежденность в том, что его поведение служит интересам его ПОДЛИННОГО Я.

 

ДОВЕРИЕ КАК НАДЕЖДА

Говоря о НАДЕЖДЕ, мы подчеркивали, что ее основная функция в жизни человека состоит в связывании  времен. Речь идет о ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ человека, представляющем собой восприятие человеком своего бытия в его континууме, от уже бывшего к тому, что еще только предстоит.

Человек в каждый момент времени находится в процессе СТАНОВЛЕНИЯ, реализуя (нередко неосознанно) проект своего будущего. Чем более осознаны эти процессы, тем больше связей ощущает человек между тем, что им уже достигнуто и сделано, и тем, что он должен осуществить в продолжение начатого. Эти связи протягиваются из прошлого в будущее, подчеркивая последовательность действий человека в рамках осуществляемых им ОСМЫСЛЕННЫХ задач, нацеленных на будущее. НАСТОЯЩЕЕ в этом случае воспринимается как прочная основа и стартовая площадка в БУДУЩЕЕ по дальнейшей реализации этих задач.

НАСТОЯЩЕЕ является, как говорит мой друг Леонид Глезеров, пространством возможносго. Именно в этом временном континууму можно принять и поменять решения, исправить ошибки, выбрать направление, выбрав имеющиеся в распоряжении РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Как только эти возможности перестают быть для нас доступными, сменяясь окончательно другими возможностями, настоящее становится ПРОШЛЫМ. Именно в настоящем человек в состоянии сделать выбор, приняв решение, которое будет направлено на дальнейшую реализацию начатых дел, на воплощение ОБРАЗА БУДУЩЕГО.

Человек, действую осмысленно и последовательно, конечно не может со стопроцентной уверенностью предсказать успех своего текущего предприятия. Однако, когда он поступает так, как решил, определенную долю уверенности в успещности ему придает НАДЕЖДА, представляющая собой связку времен. Именно надежда (иными словами - доверие успешности своего теперешннего дела) делает настоящее (эту цепочку бесконечных перемен и сменяющих друг друга возможностей) неким прочным фундаментом для строительства будущего.

Иными словами, надежда основывается на определенном доверии своей СУДЬБЕ, которая является ничем иным как совокупностью осознанного творения рук самого человека и влияния массы не зависящих от него внешних и внутренних обстоятельств.

Мы никогда не можем гарантировать, что какие-то непредвиденные обстоятельства не перечеркнут наши планы или не изменят результаты наших усилий. Осознание того, что "все может случиться". может парализовать нашу ВОЛЮ, вселив ТРЕВОГУ ПЕРЕД БУДУЩИМ. Но доверие себе и своей судьбе, опирающееся на надежду, дает нам МУЖЕСТВО двигаться вперед, преодолевая стахи и сомнения.


ДОВЕРИЕ КАК ИНТУИЦИЯ

"Пробиваясь в будущее, я не знаю, куда я приду. Цепочка моих шагов идет через туман". Это слова Вали Никитиной, моей доброй знакомой.

Будущее всегда сокрыто туманом. В этом случае выбрать направление движения в затруднмительных ситуациях помогает ИНТУИЦИЯ. Некий внутренний голос как бы подсказывает нам, куда сделать следующий шаг. Доверие себе и своей интуиции дает мужество и силы пробиваться сквозь туман.

Интуиция не берется ниоткуда. Она есть производное опыта человека. Этот опыт может в сходных ситуациях прорываться в подсознание неким озарением - интуитивным РЕШЕНИЕМ. По словам Альфреда Уайтхеда, "интуиция предполагает мгновенное постижение и позволяет обойтись без изнурительного анализа, опустошающего и выхолащивающего реальность".

Виктор Франкл видет истоки интуиции в "духовном бессознательном", призывая доверять своему бессознательному, своей неосознанной духовности. Как он заявляет, именно превосхдство интуитивноого и бессознательного в человеке позволяет ему совершать по-настоящему органичные поступки.

Однако, предупреждает Владимир Янкелевич, "интуиция вознаграждает только тех, кто много работал и страстно искал, но она не дается обязательно и автоматически, подобно зарплате тем, кто заслужил ее своей работой: ведь никто не обладает правом на вдохновение..., интуиция озаряет прежде всего тех, кто не слишком верит в нее и не спекулирует вообще на материальной выгоде от своей деятельности; не поддающаяся предвидению благодать интуиции не любит, чтобы ее принуждали".

Интуиция награждает своими дарами только тех, кто доверяет своему ПОДЛИННОМУ Я, кто сознательно отказываеися от гиперконтроля собственного интеллекта над всей своей жизнью. Ведь постижение некоторых аспектов реальности невозможно исключительно средствами абстрагирования и интеллектуализации. Гиперконтролем разума человек закрывает двери к постижению этих сторон своего бытия.

Так, Олдос Хаксли пишет по этому поводу:

"Человек взрослеет, и его знание о мире становится все более концептуализированным и систематизированным. Человек накапливает огромный багаж фактов утилитарного содержания... Но эти приобретения возможны только за счет ухудшения качества мгновенного постижения, за счет притупления и утраты интуитивных способностей".


ДОВЕРИЕ КАК УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Хочу подчеркнуть, что доверие себе, своим решениям, своей интуиции, своей судьбе наделяет человека внутренней силой и позитивной энергией, которую принято называть уверенностью в себе.

Принцип функционирования здорового организма - это, по сути, принциа гироскопа. Чтобы понять жтот принцип, вспомните юлу или езду на велосипеде. Пока они движутся, они сами сохраняют свое равновесие, выправляя его, даже если на них воздействуют некие внешние силы. Поэтому, когда мы едем на велосипеде, нам нет необходимости задумываться о том, как бы не упасть. Наша задача - крутить педали, поддерживая движение, и выбирать нужное нам направление, чтобы добраться туда, куда мы хотим, но также и для того, чтобы избежать столкновения с опасностью (будь то камень на дороге, непролазная грязь, стена или обрыв) или чтобы не прчинить вреда другим.

Задача организма состоит как раз в том, чтобы сохранить равновесие, поддерживая человека в добром здравии, чтобы тот чувствовал себя хорошо и уверенно, чтобы его жизнь продолжалась. Задача Я, задача сознания (интеллекта) - это "лишь" выбор направления: осущестление выборов из РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, принятие ОСМЫСЛЕННЫХ решений, выбор в пользу ДОБРА или ЗЛА. Остальное будет совершаться как бы автоматически.

Если мы чувствуем внутреннее сопротивление, значит наши решения противоречат нашей экзистенциальной сущности - нашему ПОДЛИННОМУ Я.

Но как часто мы, вооруженные нашим интеллектом, перестаем доверять своей природе! Мы пытаемся взять под свой контроль то, что должно и может функционировать самостоятельно – нам же во благо. Так, попытка контролировать или улучшить сон, стул, потенцию или оргазм может привести к совершенно противоположным результатам. В итоге человек может впасть в ОТЧАЯНИЕ от того, что все становится только хуже.

Поэтому главное в подобных вещах (если речь не идет о каких-то органических патологиях, требующих врачебного вмешательства) – отпустить свою природу на волю и довериться ей.


***


О ДОВЕРИИ В МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ мы поговорим отдельно.