Тревога потери идентичности: общество и политика
Массовое обретение представителями какой-либо группы, нации чувства мощнейшей идентичности является одной из важнейших предпосылок того, что эти группы подчиняются вожаку, фюреру. Он, с одной стороны, олицетворяет собой общую идентичность, с другой, - дает людям чувство защищенности и уверенности. И все это - ценой отграничения от других, ценой определения "врагов", ценой нетерпимости и ненависти к ним (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).
Конрад Лоренц выделяет три важных условия возникновения в человеке чувства ВООДУШЕВЛЕНИЯ, которое является проявлением стремления ПРИНАДЛЕЖНОСТИ к группе, отстаивающей составляющие своей идентичности, свои групповые ЦЕННОСТИ в борьбе с врагами этой идентичности:
„В раздражающих ситуациях, которые наилучшим образом вызывают воодушевление и целенаправленно создаются демагогами, прежде всего должна присутствовать угроза высоко почитаемым ценностям. Враг, или его муляж, могут быть выбраны почти произвольно, и - подобно угрожаемым ценностям - могут быть конкретными или абстрактными. "Эти" евреи, боши, гунны, эксплуататоры, тираны и т.д. годятся так же, как мировой капитализм, большевизм, фашизм, империализм и многие другие "измы".
Во-вторых, к раздражающей ситуации такого рода относится и по возможности увлекающая за собой фигура вождя, без которой, как известно, не могут обойтись даже самые антифашистски настроенные демагоги, ибо вообще одни и те же методы самых разных политических течений обращены к инстинктивной природе человеческой реакции воодушевления, которую можно использовать в своих целях.
Третьим, и почти самым важным фактором воодушевления является еще и по возможности наибольшее количество увлеченных: увлекающее действие стаи растет, повидимому, в геометрической прогрессии при увеличении количества индивидов в ней“.
Конрад Лоренц предупреждает, что поддаваться описанному инстинкту может быть крайне опасным и призывает критичнее относиться к столь привлекательным и захватывающим чувствам, которые вызывает в нас воодушевление:
„Когда при звуках старой песни или какого-нибудь марша по мне хочет пробежать священный трепет, я обороняюсь от искушения и говорю себе, что шимпанзе тоже производят ритмичный шум, готовясь к совместному нападению. Подпевать - значит класть палец в рот дьяволу“.
Конрад Лоренц постоянно подчеркивает инстинктивный характер воодушевленного боевого порыва и тот факт, что общественная и политическая структура человечества в значительной степени определяется именно этим инстинктом. "Человечество не потому агрессивно и постоянно готово к борьбе, что разделено на партии, враждебно противостоящие друг другу, - пишет Лоренц, - оно структурировано именно таким образом потому, что это предоставляет раздражающую ситуацию, необходимую для разрядки социальной АГРЕССИИ".
В качестве иллюстрации Лоренц приводит слова Эриха фон Хольста:
"Если бы какое-то вероучение на самом деле охватило весь мир, оно бы тотчас же раскололось по меньшей мере на два резко враждебных толкования (одно "истинное", другое "еретическое"), и вражда и борьба процветали бы, как и раньше; ибо человечество, к сожалению, таково, каково оно есть".
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
Дмитрий Бродский. Ответ на резонный вопрос: «Почему русы не улыбаются?»