Свобода как принятие ограничений в рамках судьбы
"Человек всегда окружен множеством ограничений.
Однако он как бы отталкивается от этих ограничений
для реализации своей свободы"
Виктор Франкл
Каждое событие, с которым человек сталкивается в своем бытии, детерминировано, предопределено, то есть вызвано какой-то причиной и устремляется к своему следствию. Таким образом, человек всегда осажден совокупностью детерминированных процессов - внешних событий, которые ставят ему рамки (порой весьма тесные) и оказывают на него свое влияние (порой весьма сильное). Поэтому многие люди склонны полагать, что в ряде случаев и поступок человека может быть полностью детерминированным, то есть воля человека не в состоянии противопоставить себя внешним процессам. Сартр ни в коем случае не соглашается с подобной концепцией: "возможны два и только два решения: или человек полностью детерминирован (что неприемлемо, в особенности потому, что детерминированное сознание, то есть мотивированное извне, стало бы чистой внешностью и перестало бы быть сознанием), или человек полностью свободен".
Свобода всегда ограничена внутренним конфликтом между различными подходами к ее пониманию. С одной стороны - это свобода от всяких ограничений, с другой - свобода для отстаивания ценностей, постижения смыслов и совершения поступков, направленных на изменение своей ситуации.
Как отмечал Ролло Мэй, "свобода не есть ни вседозволенность, ни даже простое делание того, что нравится". Он утверждает, что свобода не есть противоположность детерминизма. Свобода есть способность человека знать, что он детерминирован. Эту детерминированность, эти рамки, эти ограничения, накладываемые на человека его обстоятельствами, Ролло Мэй называет СУДЬБОЙ. При этом он подчеркивает, что судьба не отрицает свободу, напротив, лишь в рамках судьбы возможна реализация свободы человека: "способность сознательно противостоять ограничениям, будь они нормальными или варварскими, сама по себе является актом свободы и освобождает человека до некоторой степени от самопожирающих обиды и отчаяния ".
Д. А Леонтьев пишет, что "свобода начинается там, где мы принимаем какие-то реальности, но не по слепой необходимости, а на основе собственного выбора". Виктор Франкл называл такой выбор позицией.
Занять позицию или сформировать отношение к чему бы то ни было является вопросом свободного выбора, подчеркивает Франкл. Важно при этом, что человек способен сменить свою позицию, то есть поменять свое отношение к этому.
Бытует мнение, что человеческие поступки обусловлены, детерминированы обществом. Согласно Франклу, личность, хотя и детерминирована другими людьми, хотя ее поведение в целом и обусловлено социумом, но в то же время, "она сама воздействует на социум, постоянно направлена на него". Таким образом, отмечает Франкл, для индивидуального поведения "характерна не только социальная причинность, но и социальная направленность".
Далее Франкл подчеркивает невозможность непосредственного влияния общества на поведение человека, на проявление его свободы. Влияние общества и других людей не лишают человека его свободы воли. Даже в условиях „общественной предопределенности человеческой судьбы“ человек обладает возможностью свободного решения – и именно он делает собственный окончательный выбор.
Иными словами, человек в рамках своей судьбы детерминирует своей свободой сам себя. Человек (в определённых пределах) сам является причиной изменений.
Но, предупреждает Ролло Мэй, свобода человека приводит к новым ограничениям, которые преодолеваются новой свободой (то есть новыми свободными поступками человека в рамках нового круга ограничений). "Любое расширение свободы рождает новый детерминизм, а любое расширение детерминизма рождает новую свободу, - пишет Ролло Мэй, - Свобода есть круг внутри более широкого круга детерминизма, который, в свою очередь, находится внутри еще более широкого круга свободы, и так далее до бесконечности".
Ограничения свободы мы рассмотри отдельно в разделе, посвященном "ТРЕВОГЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ". В частности, мы рассмотрим важность принятия и приятия:
своего места в мире
своего окружения
других людей
своей ситуации
своей смерти