quote Бывшее забыто, грядущее сокрыто, лишь настояшее подлинно –
именно поэтому оно называется настоящим
Цитата из мультфильма "Кунгфу-Панда"

Субстанциональное решение

Как я уже упоминал, основным решением тревоги ответственности является именно решение субстанциональное (см. также СУБСТАНЦИЯ), поскольку человек нуждается в решимости и мужестве, чтобы совершить поступок. А эти качества основываются, в свою очередь, на внутренней силе и уверенности в себе (см. также ЧУВСТВО САМОЦЕННОСТИ).

Ответственный подход к работе над собственной сущностью, осуществляемый в модусе бытия, не может игнорировать того факта, о котором мы не раз говорили. А именно: человек не обладает сущностной природой, он представляет собой неостановимый процесс становления (Сартр). А значит и укрепление своей "субстанции" может проявляться исключительно в процессе самоактуализации и роста.


ПРАВО НА ОШИБКУ

Невозможно поступать идеально правильно. Поэтому еще одним важным аспектом реальной самооценки и ощущения уверенности в себе будет именно разрешение себе "не быть сверхчеловеком", а быть собой - то есть, в частности, иметь право ошибаться.

Карл Роджерс подчеркивает, что человек ne всегда делает разумный выбор. Однако "ответственно управлять собой – значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора".

Цельный и духовно растущий человек просто исправляет (конечно, по возможности) последствия своей ошибки, делает выводы о том, как ему следует поступать в подобных ситуациях в дальнейшем (допуская, разумеется, возможность ошибки и в своих выводах и новых решениях). Тем самым он поступает ответственно в отличие от того, кто, ошибившись раз,  изнуряет себя самообвинениями и лишает себя возможности расти и становиться лучше. Ведь задача человека - становление, а не топтание на месте и линчевание себя за промахи - а, по сути, за то, что он "просто человек", и не в состоянии дотянуться до того идеального образа (ИДЕАЛЬНОЕ Я), который он для себя выстроил, и которому он "ДОЛЖЕН" соответствовать.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ

"Свобода быть собой –
свобода с пугающей ответственностью"
Карл Роджерс

Тревога всегда сопровождает принятие на себя ответственности и проявляет себя, когда человек сознает себя уникальным, ответственным за себя существом, пишет Карл Роджерс. Однако когда человек сознает, что выбор делает не кто иной, как он сам, и что именно он определяет для себя ценность своего опыта, это и пугает, и вселяет в него силы для того, чтобы реализовывать свои потенциалы, чтобы становиться собой.

Человек по своей природе есть «конечная свобода», отмечает Пауль Тиллих, понимающий под свободой "способность определять себя путем принятия решений в центре своего бытия". Тиллих подчеркивает, что человек, заключенный в рамки своей реальности, в рамки случайностей, заданных его конечностью, свободен в этих рамках. "В этих рамках человек призван сделать из себя то, чем он должен стать, т. е. исполнить свое предназначение", - заявляет Пауль Тиллих. Исполнение человеком своего предназначения,  актуализацию того, что человек есть потенциально, Тиллих считает его нравственной нормой.

Ответственные поступки, служащие исполнению человеком своего предназначения, Тиллих называет актом нравственного самоутверждения. Ведь, по его словам, бытие человека не просто дано ему, но и предъявлено ему как требование: "человек несет ответственность за свое бытие; буквально это означает, что человек обязан дать ответ на вопрос о том, что он из себя сделал".

Виктор Франкл, говоря о самоактуализации, подчеркивает двойственность ситуации, в которой находится человек. С одной стороны, "человеческая свобода вызывается к действию незыблемостью прошлого, которое вследствие этого становится судьбой". С другой стороны, судьба, то есть все уже свершившееся, выступает стимулом к новым, сознательным и ответственным действиям, к выборам между возможностями момента.

"Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в те реальности, которые надежно хранятся в прошлом, "навсегда". В этом и заключается смысл любой актуализации", - пишет Франкл.

Однако, подчеркивает Франкл, для самоактуализации в этом смысле человек вовсе не должен выполнять какие-то действия или создавать творения непреходящей ценности: "человек актуализирует себя даже и тогда, когда он просто СУЩЕСТВУЕТ" (см. МОДУС БЫТИЯ).


БЫТЬ СОБОЙ = СТАНОВИТЬСЯ СОБОЙ

"...но даже и под гения пятой
ты должен оставаться сам собой!"
Арсений Тарковский

Как мы уже отмечали выше, человек, живущий неполно, не реализующий свои потенциалы и не откликающийся на возможности своего бытия, рано или поздно сталкивается с ощущением ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ. Ирвин Ялом утверждает, что каждый человек обладает прирожденными способностями и потенциями и исходным знанием об этих потенциях. То есть для того, чтобы не подвергнуться иучениям экзистенциальной вины человек должен принять ответственное решение - быть собой, то есть реализовывать свои внутренние возможности, опираясь на свои собственные ресурсы.

Для этого необходимо отказаться от служения некоему "ИДЕАЛЬНОМУ Я", от стремления быть не тем, кто ты есть, от подражания кому-то, от погони за вожделенным, но недостижимым, от проживания чужой жизни - и вернуться к себе настоящему, к своему "ПОДЛИННОМУ Я". По словам Карен Хорни, человек должен "увидеть и почувствовать свою ответственность за свою собственную ситуацию, - и не как бремя или давление, а как составную часть своей личной жизни; согласиться принять свое место в мире и ответственность, вытекающую из этого согласия".

Карен Хорни подчеркивает, что уход от ответственности за себя мешает любому человеку увидеть и преодолеть свои проблемы: "если мы являемся собою в достаточной степени для того, чтобы иметь спонтанные чувства, принимать собственные решения и нести за них ответственность, у нас есть ощущение внутренней цельности, и у него прочная основа".

Именно со взятия на себя ответственности за то, чтобы БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, и начинается нелегкий, но прекрасный путь становления, самоактуализации, роста. Недаром Фриц Перлз требовал от своих пациентов добавлять к каждому своему утверждению фразу: „И я беру на себя ответственность за это“.

Зайдите на группу "БЫТЬ СОБОЙ" (на "Одноклассниках").


САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК = ЧЕЛОВЕК С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Приведем ниже характеристики такого человека, данные Абрахамом Маслоу, понимающим свободу и самостоятельность не только как независимость, но также как самоопределение, самоуправление, способность к принятию ответственности:

Его отличают мужество и сила, активный поиск решений, умение не быть пешкой в чужой игре.

Он сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни.

Он обладает удивительной (по меркам среднестатистического человека) способностью к концентрации, которая, в свою очередь, порождает такие эпифеномены, как отрешенность, умение забыть о тревогах и волнении.

Он обладает большей "свободой воли" и в меньшей степени "детерминирован", чем среднестатистический человек.

Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения, сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко и свободно.

Карл Роджерс подчеркивает, что такой вещи, как свобода, не может быть, если каждое чувство и действие человека детерминировано тем, что ему предшествовало. Человек с защитными реакциями не свободен сделать эффективный выбор. Он хочет или выбирает определенное направление действий, но обнаруживает, что не может вести себя согласно своему выбору. Его поведение детерминировано не только факторами конкретной ситуации, но и его защитными реакциями, его отрицанием или искажением значимых данных.

Роджерс видит соотношения свободы и необходимости с совершенно новой перспективы, давая характеристики ответственного и свободного человека, находящегося в процессе самостановления. Конечно, поведение человека определяется всеми факторами наличной ситуации, однако:

Полноценно функционирующий человек не только переживает, но и использует абсолютную свободу, когда спонтанно, свободно и добровольно выбирает и желает то, что абсолютно детерминированно.

Чем больше он чувствует свободу выбора, тем больше его выборы эффективно воплощаются в его поведении.

Он свободен — стать самим собой или спрятаться за фасадом, двигаться вперед или назад, вести себя как пагубный разрушитель себя и других или делать себя и других более сильными — в буквальном смысле слова он свободен жить или умереть, в обоих — психологическом и физиологическом — смыслах этих слов.

Он желает или выбирает такое направление действий, которое является самым экономным вектором по отношению ко всем внутренним и внешним стимулам, потому что это именно то поведение, которое будет наиболее глубоко его удовлетворять.


***


В заключение этого раздела мне хотелось бы привести слова Ирвина Ялома:

"Если мы сами ответственны за то, что происходит в нашей жизни,
то мы, и только мы одни в силах изменить это".

Хотя внешне эта фраза и звучит несколько фатально, но, по сути - слова эти оптимистичны, ибо сообщают нам радостную весть: "НАША СУДЬБА - В НАШИХ РУКАХ". Но, разумеется, лишь в тех сферах, которые поддаются нашему контролю.


***

Безответственно поведение, приводящее к тому, что важнейшие возможности человеческой жизни остаются нереализованными. Если человек выбирает между движением вперед и топтанием на месте в пользу последнего, то это равносильно выбору против внутреннего роста и самоактуализации, против собственного становления, против выполнения задач, которые ставит человеку его предназначение.

ПРИТЧА О ПОСЕЛЯНИНЕ И ВРАТАХ ЗАКОНА, написанная Францем Кафкой, иллюстрирует с потрясающей силой подобный печальный исход.