Рост с точки зрения фундаментальных решений
Рассмотрим здесь, как ФУНДАМЕНТАЛьНЫЕ РЕШЕНИЯ, реализуемые в МОДУСЕ БЫТИЯ способствуют росту и самоактуализации человека.
ОТНОШЕНИЯ
Принятие ограничений, вытекающих из межчеловеческих отношений (например, наши обязательства, потребности других), помогает нам более чутко относиться к другим людям и к их потребностям и чяниям. Как пишет Фриц Риман, показателем плодотворной жизни является умение понять страдания других людей.
Проявление терпимости, являющейся результатом принятия рамок нашей свободы, делает счастливее и нас самих, и наших близких. Это становится тем более возможным и органичным, чем дальше мы дистанцируемся от манипуляторства и потрбительства в отношениях с другими людьми и чем больше мы прислушиваемся к их словам и голосу их сердес – то есть чем устойчивее мы находимся в диалоговом отношении с другими (переход на отношение по принципу „Я-ТЫ“ по Мартину Буберу).
Николай Бердяев делал особый аццент на конфликте свободы и жалости, указывая, что чрезмерная жалость может привести к отказу от свободы.
С другой стороны, свобода может привести к безжалостности, что может проявляться в стремлении воспользоваться любой ценой всем, что предоставляет жизнь. В этом и состоит опасность стремления к вседозволеннсоти, свойственной страху ограничения свободы, когда она воспринимается как "свобода ОТ..." (от ограничений в отношениях, от необходимости оглядываться на других).
Бердяев в этой связи призывает к балансу между ростом (что означает восхождение, отрыв от тех, кто затормозился в своём росте, по отношению к кому испытывается жалость, сострадание) и нишождением (возвратом – уже прочно основавшись на новом качественном уровне своего развитиа) к тем, кто нуждается в поддержке, - принимая на себя тем самым добровольно некие ограничения и долю страдания.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МУДРОСТЬ заключается в принятии естественных ограничений и в инициировании движения прочь от “свободы ОТ…“ к “бытию ДЛЯ...”, к осознанию истинного значения СВОБОДЫ и принятию на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ, к бытию сиобой и к становлению.
Лишь знание о добре и зле ставит человека перед выбором в пользу одного из них. Но знание о запретах, о добре и зле ограничивает степень свободы нашего выбора. То есть, мы, конечно, можем выбрать всё, что угодно, но выбор того, что нам выбирать не следует, будет иметь негативные для нас и для мира последствия. Страдание наше может возникать при этом двояко - с одной стороны, поддавшись искушению, мы можем подвергнуться осуждению либо ругать себя и не находить себе места из-за угрызений совести и мучительного чувства вины. И все это – только оттого, что мы поступили вопреки нашему знанию того, что наша свобода не безгранична.
Воистину, “кто умножает знание, умножает скорбь” (Екклезиаст). Но именно в такой скорби, в скорби об отстутствии вседозволенности, становимся мы людьми, становимся по-настоящему свободными.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
„Каждое начало таит в себе волшебство…“
Фриц Риман„А мне всегда чего-то не хватает…“
Из советской песни
Стремление заглянуть за горизонты обыденного, шагнуть в неведомое, к которому подталкивают человека здоровый авантюризм, нетерпеливость, любопытство и неотягощенность прошлым, иногда дает людям „шанс видеть и охватывать то, что недоступно другим, и тем самым расширять границы нашего познания и наших возможностей. Такие люди любят все начинания и полны оптимистических ожиданий и представлений о жизни. Они во все привносят движение, сотрясают застоялые, устаревшие догмы“ (Фриц Риман).
СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Сильные импульсы самоутверждения, свойственные людям с тревогой ограничения свободы, следует переводить „на мирные рельсы“ – самоутверждение не за счет ограничения свободы других и не ради свободы от ограничений, а во имя бытия самим собой.
Не стоит также забывать о том, что человек как личность не обладает СУЩНОСТНОЙ природой но постоянно находится в процесссе СТАНОВЛЕНИЯ.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Когда мы чувствуем, что что-то ограничивает нашу свободу, мы должны честно ответить себе на ряд важных вопросов:
что я хочу достичь?
что мешает мне сделать это?
могу ли я преодолеть это препятствие?
достижима ли моя цель именно таким способом или нужно "пойти другим путем"?
"стоит ли игра свеч"? (ради чего должен я рисковать и тратить силы, борясь с прпятствиями?)
Сами вопросы эти показывают, что препятствия есть зачастую лишь следствие нашей установки в отношение некоего результата, который мы хотим достичь в результате нашей деятельности.
По словам Пауля Тиллиха, самой своей деятельностью человек задает рамки своей свободе. Эти рамки, конечно, ограничивают свободу человека, однако задают структуру его бытию, в рамках которой только и может провляться истинная свобода.
Ж.-П. Сартр также подчеркивает, что человек проектом своего будущего, своей деятельностью, своими свободными выборами и решениями, направленными на реализацию этого проекта, сам преврашает обстоятеьства своей текущей ситуации в оковы или в крылья. То есть из нейтральной среды человек своими решениями создает среду, помогающую или сопротивляющуюся ему на его путах в будущее.
Когда мы говорили о СУДЬБЕ КАК ПЛОЩАДКЕ СВОБОДЫ, мы отмечали, что рамки и ограничения, стоящие на пути реализации устремлений человека могут быть расширены на пути его СТАНОВЛЕНИЯ. Человек, расширяя ограничивающие его рамки ради неких целей, лежащих в будущем, не борется против препятствий, а попросту проявляет свою СВОБОДУ, понимаемую как стремление к СТАНОВЛЕНИЮ.
Свобода, направленная на БУДУЩЕЕ, на становление, реализуется исключительно в рамках экзистенциальной ситуации (то есть в МОДУСЕ БЫТИЯ), включающей реальные возможности и ограничения, стоящие на пути их реализации. Бунт против НЕСВОБОДЫ в бытийном преломлении отличается от бунта в модусе обладания, который можно назвать бунтом “бессмыссленным и беспощадным”, ибо он направлен лишь на разрушение текущих устоев и слом препятствий.
“Бытийный” же бунт – это, по словам Ролло Мэя, "нормальное внутреннее движение в направлении к свободе“, которая реализуется исключительно в рамках имеющихся ограничений и структур. Этими структурами являются рассмотренные выше ограничения свободы – как внешние, так и внутренние, как социальные, так и биологические (включая, например, возраст или неизбежность смерти).
Николай Бердяев не скрывал свой бунтарский характер, указывая на проявление страсти к свободе в бунте духа и личности против власти плоти, коллектива и догматизма. Он придавал такому бунтарству большое значение на путях человека ввысь. Такое бунтарство направлено не против реальных ограничений, а против власти низшего над высшим в человеке или его окружении, пишет Бердяев.
Фриц Риман описал здоровые проявления бунтарского характера и стремления к свободе:
- отвага и своенравие авантюристов
- готовность к риску
- предприимчивость
- готовность все испытать
- склонность к импровизации
- способность вносить в ситуацию динамическое начало
- способность приспособиться к быстро меняющимся обстоятельствам
Человек, приняв на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в рамках своей СВОБОДЫ, проживает каждое мгновение сволго бытия, отвечая на запросы своей текущей ситуации в соответствии со своими истинными потребностями и установками своего ПОДЛИННОГО Я. При этом все решения и выборы, все импульсы и сиюминутные желания будут рассматриваться на предмет приемлемость с точки зрения долгосрочных целей и будут подчинены достижению этих целей, являющихся образом (проектом) желаемого будущего.
С точки зрения бытия собой, движение к этим целям есть бесконечное СТАНОВЛЕНИЕ человека. Именно на таких путях человек становится хозяином и ТВОРЦОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ.
Как мы уже отмечали, бунтовать против рамок, устанавливаемых нам СУДЬБОЙ, бессмыссленно и деструктивно, если мы не имеем перед собой какой-либо позитивной цели, во имя которой наша свобода и имеет смысл. Бессмысленно ломать рамки и тогда, когда сломать их человеку „не по зубам“ - даже если позади препятствий маячит заветная цель. . Свобода (как и бытие) обладает определенной структурой, пишет Тиллих. И если „Я“ пытается преодолеть эту структуру, то утрачивает само себя.
Итак, сталкиваясь с ограничениями и препятствиями в своем бытии следует не только действовать в их контексте и в их рамках, но и изменять этот контекст, насколько это возможно. А для этого не лишним будет еще раз вспомнить формулу:
“Стоически принимать то, что невозможно изменить,
мужественно изменять то, что возможно изменить,
и быть в состоянии отличить одно от другого”.
В этом также состоит экзистенциальная мудрость.