quote Взаимная встреча нашей предрасположенности с внешним миром ...
и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью
Фриц Риман

Чувство вины у депрессивных личностей

ДЕПРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ склонны к чувству вины. Самообвинениями и презрением к себе они отбирает у себя САМОУВАЖЕНИЕ. Карен Хорни пишет по этому поводу:

НЕЛЬЗЯ, налагаемые на РАДОСТЬ - это сокрушение НАДЕЖД и устремлений. НЕЛЬЗЯ крепкими цепями сковывают его способности к захвату, борьбе, защите себя и своих интересов все, что могло бы сделать свои вклад в его развитие и повышение самооценки. Нарушение табу вызывает в нем самоосуждение и презрение к себе. Он реагирует на них или всеохватывающей, не имеющей конкретного содержания паникой, или же чувством вины.

Осознание неисполненных НАДО влечет за собой чувство вины и никчемности. Он живет с расплывчатым чувством неудачи (в том, чтобы жить, как НАДО) и поэтому склонен чувствовать себя виноватым, хуже и ниже других, и даже презренным. Он реагирует на критику признанием своей ВИНЫ или ошибки так быстро и автоматически, что его рассудок просто не успевает вмешаться. Но он не сознает того, что прямо оскорбляет себя, и еще меньше – до какой степени доходят эти оскорбления“.

Фриц Риман отмечает, что „подавленная агрессивность депрессивных личностей может сублимироваться и идеологизироваться в форме повышенной заботливости, скромности, доброжелательности и покорности и переходить в жалобные причитания и ЖЕРТВЕННОСТЬ с дальнейшей склонностью к самообвинению, самонаказанию и саморазрушению“. Подавленная агрессивность , по его мнению, "возвращается к ним бумерангом, усиливая страх и ЧУВСТВО ВИНЫ, удваивая душевную тяжесть, которую они вынуждены переносить“.

Карен Хорни подчеркивает, что такие люди любые трения воспринимают как возникающие по их вине.

Фриц Риман так описывает склонность к переживанию вины у депрессивных личностей:

„При глубоком снижении САМООЦЕНКИ у депрессивной личности может возникнуть УБЕЖДЕНИЕ, что она не имеет права на свою жизнь, что существование возможно лишь в форме жизни для других. “Я виноват уже в том, что существую”, — говорил один из депрессивных пациентов, имея в виду и свое детство.

Фиксация виновности на матери или родителях приводит к попыткам загладить свою вину перед ними; депрессивные личности приносят свою жизнь в жертву на алтарь родительского эгоизма и считают это совершенно естественным.

В этическом плане такие люди часто руководствуются буквальным толкованием заповедей и запретов, являются сверхтребовательными к себе, что укрепляет их готовность испытывать чувство вины“.

(См. также статью ИСТОКИ ЧУВСТВА ВИНЫ).

Переживание чувства вины может идти рука об руку с ощущением виновности окружающих и целого мира. „Из высказывания типа “такое случается только со мной” видно, что вина за происходящее перекладывается на “злой мир”, который обрекает депрессивную личность на страх и комплекс неполноценности за проклятую неудачливость, - пишет Риман, - Она извлекает из этой жалости к себе истинное удовлетворение и не нуждается ни в чем другом“. Здесь мы видим признаки ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.