quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Убеждения

"- Я убежден только в одном... Что рано или поздно
в одно прекрасное утро я умру.
- ...У меня, кроме этого, есть еще убеждение -
именно то, что я в один прегадкий вечер
имел несчастие родиться"
М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени")

Убеждение является, с одной стороны, приверженностью некой истине. При этом истина может быть как непреложной, абсолютной, так и отражать лишь одну грань какого-либо явления, проблемы, обстоятельства, события. В последнем случае человек будет привержен односторонне некой застывшей ДОГМЕ, игнорируя другие грани бытия или не обращая на них внимания.

Вот пример непреложной истины: "все люди смертны, я тоже умру"... Казалось бы, принятие некой непреложной истины - это не убеждение. Хочешь не хочешь, а смерть есть нечто, принадлежащее самому бытию... Но, с другой стороны, человек (в силу ТРЕВОГИ СМЕРТИ) может быть убежден в том, что тема смерти - это табу.  Человек, "отрицающий" для себя смерть, изгоняющий ее из своей каждодневности, игнорирующий ее, не только обедняет свое бытие, но и обманывает самого себя, что негативно сказывается на его поведении, решениях и отношениях с другими людьми. Поэтому здесь важна убежденность в принятии необходимости неизбежного - как свойства собственного бытия.

Но можно быть убежденным и в том, что, скажем, смерть за некую идею является святой и на нее и "умереть совсем не страшно". Не отрицаю, что при столкновении со ЗЛОМ у сторонника ДОБРА может и не быть другой альтернативы, кроме как биться не на жизнь, а на смерть. Но подобные идеи (как правило представляющие собственную страну "белой и пушистой", окруженной "беспощадными врагами") часто эксплуатируются недобросовестными политиками, чтобы сделать из подданных своего государства послушный материал, который с удовольствием даст свою жизнь на заклание за разделенную идею, ставшую личным убеждением каждого. В данном случае, злом как раз является насаждение подобных идей.

Убеждение - это во многих случаях некритическое принятие некой идеи. При этом человек подстраивает свое поведение под данное убеждение, а все восприятие жизни будет преломляться через его призму.

Вот, скажем, убеждение, что все мужчины - грубые свиньи. Женщина, уверенная в этом, будет видеть в мужчинах, встречающихся на ее пути только качества, которые соответствуют этому взгляду на представителей противоположного пола. Она будет всегда ждать от своих партнеров подвоха, не будет воспринимать их нежность иначе как стремление схитрить и добиться своего. Вместо диалога и стремления к взаимопониманию, все отношения будут напоминать маленькую (или большую) позиционную войну с периодическими атаками на противника.

Уверенность в обратном - в том, скажем, что все люди искренни и желают друг другу добра, казалось бы абсолютно хороша. Однако порой она не позволит человеку разглядеть в реальной ситуации опасность для себя или своих близких. Доверчивость, свойственная такому человеку, делает его легкой добычей обманщиков и нечистоплотных людей.

Еще одной стороной убежденности является сознательное принятие на себя обязательств по выполнению неких ПРАВИЛ - будь то принципы морали и СПРАВЕДЛИВОСТИ, правила дорожного движения, налоговый и уголовный кодекс или заповеди, которые даны Богом. Как известно, уголовный кодекс надо чтить (об этом говорил еще известный Остап Бендер). Верность принятым (по убеждению) правилам становится для человека нормой жизни. Она организует его поведение, постепенно интегрируясь в СОВЕСТЬ и становясь внутренней ЦЕННОСТЬЮ человека.

Если следование правилам, не противоречащим принципу реальности, становится органической составляющей человека, то он в своих ВЫБОРАХ будет, конечно, несколько ограничен в свободе. Однако выбор в пользу того, что является ценным, делает жизнь человека более цельной, а поступки его - более осмысленными. Так, убеждения способствуют обретению СМЫСЛОВ.

Однако, правила нередко устаревают и становятся тормозом прогресса (как общественного, так и личного). Потому некритичность в следовании правилом, основанная на убеждении в необходимости следовать им во что бы то ни стало, делает человека слабее, а то и отбрасывает его назад.

 

ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ

В чем их отличие?

Вера имеет дело с некими недоказуемыми и непроверяемыми вещами, которые человек принимает всем сердцем и которые имеют чрезвачайно мощную эмоциональную составляющую.

Убеждения более логичны и интеллектуальны. Они - порождение разума. Но эмоциональная заряженность убеждений также бывает очень сильной. Так, разделенные с другими убеждения способствуют появлению чувства, которое мы рассматривали под названием ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Люди при этом бессознательно концентрируются на служении разделяемой идее - и все их поведение становится как бы автоматическим. Они, отдаваясь общему, нередко полностью забывают о личном, превращаясь при этом в существа, известные в современном сленге под названием "зомби".

"Идея фикс" (СВЕРХЦЕННАЯ ИДЕЯ) также представляет собой одну из эмоционально заряженных разновидностей убеждения. При этом человек будет постоянно возвращаться к своим убеждениям, буквально замучивая своих собеседников. При этом вовсе не обязательно, что он будет предпринимать какие-либо шаги к тому, чтобы как-то способствовать осуществлению своей идеи.

Например, ругая определенных политиков, решения правительства, человек получает некое мазохистическое наслаждение: все так плохо, просто ужасно. Он не пойдет на баррикады, не станет лоббировать СПРАВЕДЛИВЫЕ законы, зачастую, он даже не пойдет и на очередные выборы - но эмоциональную подпитку от своей критики (как от копания в помойке) он получит...

Убежденность в собственной исключительности и успешности может заставить человека буквально рыть землю или карабкаться по головам своих собратьев к вершине карьеры, а то и буквально идти по трупам. Но зачастую (в случае пассивности, когда человек не предпринимает - или предпринимает недостаточные - шаги к успеху) все ограничивается лишь бурными ФАНТАЗИЯМИ, в которых все оказывается "как бы" реализованным. Или же, в силу ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ, человек может принять желаемое за действительное. Глаза человека замыливаются его вожделениями, так что он как бы выпадает из ФОКУСА БЫТИЯ, находя в ничтожных мелочах доказательства собственного успеха.

Одновременно с этим, как правило, человек ищет объяснения тому, что он реально не делает никаких шагов в направлении этих манящих целей. Это форма самообмана, которая оправдывает пассивность, в действительности вызванную страхом (встретить сопротивление, быть наказанным за свои поступки), нежеланием увидеть самому или показать другим собственную некомпетентность.

 

***


Эрих Фромм отмечает, что в значительной мере "осознаваемые нами идеи и убеждения представляют собой смесь из ложной информации, предубеждений, иррациональных страстей, рационализаций и предрассудков, в которой лишь изредка попадаются жалкие обрывки истины, придавая нам ложную уверенность, будто вся эта смесь реальна и истинна... В процессе мышления делается попытка навести порядок в этой клоаке иллюзий, организовав все в соответствии с законами логики и правдоподобия".

Еще одной формой интеллектуальной защиты, которую можно отнести к разряду убеждений, являются некие формулы, которыми человек может себя успокаивать или отмахиваться с их помощью от неприятных мыслей. При этом эти неприятные мысли не вытесняются в подсознание независимо от человеческого сознания. Они просто отодвигаются на задний план более безопасными для человека или более приемлемыми и удобными для него формулировками. 

Например, человек отмечает, что у него не все хорошо получается в семье. Эта тревожащая мысль не дает ему покоя. Тогда на помощь приходит такая формулировка: "да у других-то тоже не лучше - все так живут".

Конечно, к переменам такие эти эрзац-формулировки вряд ли могут вести. Зато, опираясь на них, человеку легче переносить свои трудности. Да и тревога как бы отступает.

Итак, коротко мы можем представить убеждение как:

“помойную яму” формулировок, чужих высказываний; крайне необходимо сознавание таких формулировок, критическое их переосмысление.

формулировки СОВЕСТИ, в которой раздаются голоса прошлого (в том числе, например, "НАДО и НЕЛЬЗЯ").

формулировку собственной ценностно-смысловой основы: каких ЦЕННОСТЕЙ он придерживается, что для него есть СМЫСЛ его жизни или того или иного события.

формулировку ПЛАНОВ и замыслов, которая действует как магическая "формула перемен" (см. ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН), заряжая человека энергией, необходимой для движения к целям на путях его СТАНОВЛЕНИЯ.

обоснование и оправдание действий или бездействия - человек находит в своих убеждениях РАЦИОНАЛИЗАЦИЮ каждого своего поступка и слова.

вербализацию модусов проживания: человек решает для себя, каких он придерживается - ОБЛАДАНИЯ или БЫТИЯ; то есть человек принципиально для себя решает, будет ли он лишь восполнять дефициты, обрастать защитами или выйдет навстречу неизбежным переменам, став тем кем он является (ПРОЦЕССОМ СТАНОВЛЕНИЯ).


***


Несколько слов хотелось сказать о массовых и передающихся от человека к человеку, словно вирусы, убеждениях. Я имею в виду то, что носит название "мем". Мемы - это такие короткие словесные или визуальные формулы, которые осознаются или остаются не до конца осознанными, или не осознаются вовсе, но которые влияют на эмоциональный фон человека, на его установки в отношение мира, других людей и самого себя.

Особенностью мема является легкость проникновения в подсознание человека и долгая выживаемость в своем носителе. Носитель мема подобен носителю вируса - он постоянно выделяет его вовне, заражая других людей.

Именно мемами являются такие идеи как "крымнаш" или "мы назло гейропским санкциям свое производство наладим". Мемы оболванивают людей, подменяя собою настоящие осознанные убеждения и заставляя носителей одного и того же мема сбиваться в стадо, превращая отдельных людей в толпу, в массу, объединяющуюся, если надо, вокруг своего фюрера (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).


***

 

Убеждения могут являться важной составляющей ИДЕНТИЧНОСТИ человека. Поэтому посягательства на иные его убеждение будет им восприниматься ка посягательства на святая святых его сущности и проявляться как ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Когда человек начинает колебаться и задаваться вопросом: "А насколько мои убеждения являются незыблемыми?", тогда возникает ТРЕВОГА СОМНЕНИЯ, которая проявляет себя в том, что мир начинает рушиться в глазах человека. Но в действительности, это рушится его КАРТИНА МИРА, к которой реальное бытие имеет мало отношения. Пытаясь "сфотографировать" мир, сделать статичным текучее, человек обрекает себя на предательство своей сущности. Тревога сомнения может привести человека назад - к его истокам, открыв ему двери в МОДУС БЫТИЯ.