quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Чувства уязвленной гордыни

Хочу с самого начала напомнить, что все чувства уязвленной гордыни являются проявлением потери чего-то важного для гордеца, живущего в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ. Также стоит иметь в виду что одной из важнейших причин возникновения этих чувств является СРАВНЕНИЕ - себя идеального с собой реальным, себя с другими, своей реальной ситуации с текущей ситуацией других.

Карен Хорни указывает, что уязвлённая гордость вызывает две типичные реакции: СТЫД и унижение:

"Нам стыдно, если мы делаем, думаем или чувствуем что-либо, насилующее нашу гордость.

Мы унижены, если другие делают что-то, задевающее нашу гордость, или не делают того, чего требует от них наша гордость".

Поэтому, советует Хорни, при появлении таких реакций всегда важно искать ответ на вопросы:

„Что в данной ситуации вызвало такую реакцию?“ и

„Какая именно тайная гордость была при этом задета?“.

Это значит, что реакция на опредеённую ситуацию указывает путь к тайнам души, к секретам человеческой гордыни. Можно, таким образом, понять, какие личные ЦЕННОСТИ поставлены человеком во главу угла, каким идолам он поклоняется и служит.

Проявление реакций на фрустрацию гордыни может сильно отличаться в зависимости от типа личности. По словам Хорни, "у людей смиренных реакция унижения полностью затмевается чувством стыда". Люди этого типа стремятся к тому, чтобы соответствовать идеалу ЛЮБВИ, быть верхом совершенства, „сосредоточены на своих неудачах, постоянно готовы к самообвинению и, следовательно, легко чувствуют себя пристыженными“.

У людей, уверенных в своей безусловной правоте и безупречности, реакция стыда может отсутствовать, отмечает Хорни: „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству стыда. Их гордость может быть ранена только извне (реакция унижения). Любой вопрос об их мотивах, любое открывающееся перед ними препятствие воспринимается как оскорбление. Они не могут не подозревать в злонамеренности любого человека, который ставит такие вопросы или указывает на препятствия". Отсюда ОБИДА на других и НЕНАВИСТЬ по отношению к ним.


ОБИДА

ОБИДА является следствием переживания „НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ“ и реакцией на чувство унижения, переживаемое гордецом. Обида может выливаться в УНЫНИЕ и даже в ОТЧАЯНИЕ, если гордость не получает дальнейшего подтверждения или человек не находит в себе сил совладать со своей гордыней.

Однако некоторые формы гордости „запрещают“ человеку переживать или показывать другим свою обиду. Так, "гордость неуязвимостью запрещает человеку признавать у себя чувство обиды, - пишет Карен Хорни, - Такой человек до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще: он ДОЛЖЕН быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Он никогда не позволяет себе чувствовать себя задетым, поскольку его гордость запрещает это. Его гордость теперь в том, чтобы быть выше обид и страданий. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность".


ЗАВИСТЬ

САМОСРАВНЕНИЕ гордеца с другими не в свою пользу вызывает зависть к ним - особенно мучительную, если гордец видет себя в своих фантазиях стоящим с ними на одном уровне, если он видит себя "рукопожатым" в кругу этих людей. Зависть будет тем больше, чем большее значение для гордеца имеют эти люди. При этом зависть будет сопрвождадаться ненавистью по отношению к этим людям, особенно если они не выказывают гордецу тех знаков уважения и внимания, которых он от них ОЖИДАЕТ или которые он себе представляет в своих ФАНТАЗИЯХ.

Иными словами, зависть тем сильнее, чем ближе человек (предмет сравнения) лежит к тому кругу, к которому приписывает гордеца его гордыня. Так, обычному человеку не свойственно особенно сильно завидовать миллиардерам или знаменитостям. В то же время своему соседу, которому живется (по мнению гордеца) чуть лучше, он будет завидовать со страстью, до скрежета зубов и до бессонных ночей.

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ, вызванного похвалой (в любой форме), до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики.

Человек, сделавший предметом своей гордыни абсолютную правоту, не способен к восприятию критики и на негативную обратную связь склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.


ЗЛОРАДСТВО

Это мстительная радость, которую испытывает гордец, когда у другого становится меньше (того, что гордец своими СРАВНЕНИЯМИ считал для себя предметом ЗАВИСТИ или причиной ОБИДЫ) или другому становится хуже.

Злорадство характерно как в отношение „равных“, так и в отношение тех, чей уровень для гордеца кажется недосягаемым. В первом случае злорадство может сопровождаться для гордеца ощущением того, что он выходит на „заслуженные“ им позиции, что справедливость востотзествовала и конкезренты устранены. В другом – гордец просто смакует неудачи других, также считая их „торжеством справедливости“.

Гордец, добившийся особого положения, в своем злорадстве видит остальных как "неудачников" и радуется тому, что он-то как раз не такой как они. Это чувство может быть подспудным, а может определять всю дальнейшую жизнь гордеца, делая его буквально слепым по отношению к реальности. Он начинает жить в своей особой реальности, которая строит ему гордыня.

Он превращается в заложника своей гордыни, которая заставляет его предпринимать поступки, подкрепляющие его злорадное превосходство. В итоге он творит ошибку за ошибкой, подчиняясь иллюзии своего ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ. А поступки его все больше и больше приобретают оттенок ЗЛА.


НЕНАВИСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ

Враждебность и НЕНАВИСТЬ возникают, только если фрустрация несправедлива или ощущается как НЕСПРАВЕДЛИВАЯ с точки зрения требований или ожиданий гордыни, отмечает Карен Хорни. При этом „человек негодует, чувствует себя оскорбленным; неудача, неприятность преувеличиваются, порой до смешного: обидчик неожиданно становится подлым, противным, жестоким, низким, то есть, обида решающим образом влияет на суждение обиженного о другом“. В этом Корни видит проявления подозрительности, свойственные гордыне: „это, кроме того, причина, и очень важная, по которой столь многие люди так нетверды в своих оценках других людей и с такой легкостью бросаются от положительного дружеского отношения к полному осуждению“.

„Поскольку требования гордыни субъективно ощущаются честными и справедливыми, то их фрустрация воспринимается как нечестность и несправедливость, - подчеркивает Карен Хорни, - Поэтому следующий за ней ГНЕВ носит характер праведного негодования. Человек чувствует не просто гнев, но право гневаться“.

Враждебность к другим, их неприятие могут отражать борьбу человека за сохранения ядра своей ИДЕНТИЧНОСТИ, которым успела стать его гордыня.


КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Я думаю, что этот комплекс является не столько причиной гордыни (когда человек, чувствуя себя униженным, исключенным и нелюбимым, уходит в мир фантазий о свейм величии и всемогуществе), сколько ее следствием, будучи результатом самообвинений и самобичеваний при фрустрации гордости. Возникает он в достаточно раннем возрасте, когда ребенок начинает осознавать, что его притязания (по сути, ГОРДЫНЯ) не соответствуют реальным его свойствам, способностям, возможностям. Он начинает себя за это ненавидеть – за то, что он не в состоянии соответствовать своим амбициям, которые он получает в виде приказа („НАДО“) со стороны своего ИДЕАЛЬНОГО Я.

По словам Карен Хорни, „опасным является осознание неисполненных НАДО, поскольку оно повлекло бы за собой чувство вины и никчемности“. Далее Хорни отмечает, что хотя гордец, как правило, осознает результат ненависти к себе (чувства вины и неполноценности, чувство, что его что-то сдавливает и терзает), он „ни в малейшей степени не сознает, что это он сам вызывает у себя эти мучительные чувства, сам так низко оценивает себя“.

Тревоге уязвленной гордыни сопутствует ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Ведь ребенок считает незаслуженным и несправедливым такое положение дел, при котором он чувствует себя униженным, слабым, неспособным быть таким, как все, а точнее - даже лучше, чем все. Эти две тревоги вселяют в человека НЕНАВИСТЬ К САМОМУ СЕБЕ и подстегивают новые витки раздувания его ГОРДЫНИ.


***


Карен Хорни подчеркивает, что непосредственная реакция на удар по гордости может быть автоматически трансформирована в иные чувства, чем стыд или унижение, если ни одна из этих реакций, в непосредственном или трансформированном виде, не переживается сознательно". Ведь человек может отдавать себе отчет только в своей осознанной реакции на свои эмоции. Видное место среди этих "вторичных" реакций занимают ЯРОСТЬ и рассмотренние в предыдущей главе ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ.

Уязвленная гордыня может вызывать ЧУВСТВО ВИНЫ (самообвинения), что не можешь изменить то, что изменить нельзя, но очень хочется. Стремлениэ действовать, наталкивающеся на переживание беспомошности или невозможности перемен (например, в случае решительного ухода ближнего или даже его смерти), порождают нередко ОТЧАЯНИЕ или ощущение НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ со всеми вытекающими чувствами.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

Бессилие