quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

ТШУВА

“Какое раскаяние является полным?
Это когда подвернулось ему то,
чем уже грешил,
и может он совершить грех снова –
но отдалился и не совершил из-за раскаяния,
а не из-за страха или бессилия.”

Рамбам, “Мишне Тора”

Какие бы действия человек ни совершал, они вызывают последствия в окружающем его мире. Это может касаться и других людей, и обстоятельств, к которым имеют отношения поступки человека. Напомню, что к действиям мы относим также и высказывания человека, потому что сказанное слово может иметь не менее весомые последствия, чем физическое действие.

Необходимо различать действия преднамеренные, совершенные по ошибке и под принуждением. НАМЕРЕНИЕ поступка определяет то, в пользу чего человек делает выбор: ДОБРА или ЗЛА. Неправедный, НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ поступок, совершенный преднамеренно, является проступком или даже преступлением – перед законами светскими, религиозными, моральными.

Нередко бывает, что последствия поступка оказываются неблагоприянными, даже если человек не имел намерения навредить другому, причинить ему страдание или иным образом нарушить правила и законы.

Случается, что поступок совершается под принуждением, под угрозой. Люди в массе своей слабы, поэтому не всегда удается им отказаться от выполнения указаний или приказов, особенно если угроза велика. Но следование преступному приказу само оказывается преступлением, если последствия действия могут быть истрактованы как преступление.

И в том, и в другом, и в третьем случае от человека будет требоваться искупление его вины – во втором и третьем случае это будет чаще всего осуществлено (в зависимости от тяжести последствий, конечно) в более мягкой форме.

Искупление, в какой бы форме оно ни осуществлялось, все же не освобождает человека от переживания ВИНЫ. Во время таких переживаний человек все время мысленно возвращается в прошлое – к моменту поступка, желая сделать не бывшим, чтобы то, что произошло.

Казалось бы, это желание абсолютно невыполнимо. Разве может человек сделать так, чтобы совершенное им действие не имело к нему отношения и, тем более, ратве может он отменить результат действия? Ведь никакое раскаяние не может сделать содеянное не имевшим места.

Однако, согласно учению Торы, милосердие Творца уничтожает действие, в котором человек искренне раскаялся: „Всевышний из-за беспредельной Своей доброты и милосердия делает это, и преступные действия больше не имеют отношения к этому человеку, потому что он сделал ТШУВУ».

Ниже мы рассмотрим этот способ исправления, и, я думаю, если принципы его претворять в жизнь даже людям нерелигиозным, то толк все равно будет. А насколько этот метод будет эффективен для каждого конкретного человека, зависит от того, насколько искренне он будет его применять...

***

В иудаизме есть понятие ТШУВА. Буквальный перевод – „возвращение“. Имеется в виду возвращение к той точке, к тому состоянию в прошлом, когда человек еще не совершил грех, проступок, преступление, постыдный или неблаговидный поступок. Достигается это посредством раскаяния.

Согласно Торе, "нет праведника на земле, который бы делал добро и не согрешил". Тора рассматривает грех как результат свободного выбора человека), а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека. Раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося.

Бог, как учит Тора, создал раскаяние раньше мира, «оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление».

Сила раскаяния, согласно учению Торы, не имеет границ, и даже закоренелые грешники могут быть прощены, если они искренне раскаются и пройдут тшуву. Признание грехов без покаяния не имеет никакой ценности. Поэтому грешника следует побуждать к раскаянию.

В иудаизме раскаяние является непосредственным обращением к Богу.

Согласно иудаизму, есть два уровня тшувы:
«тшува из страха», благодаря которой прощаются грехи;
«тшува из любви», переворачивающая грехи в заслуги.

Каббала утверждает, что человек, греша, изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу. Раскаяние становится, таким образом, средством исправления мира.

Раби Авраам Ицхак Кук видит в тшуве возобновление прерванного ДИАЛОГА человека с Богом. В его понимании, кроме тшувы в обычном понимании исправления грехов, есть еще тшува как возвращение человека и мира к Богу за счет исправления недостатков, которые имеются и у каждого отдельного человека, и у целого мира. Этот путь вошождения к Богу в результате кропотливого совершенствования и самого себя, и (через это и благодаря этому) всего мира.

Учителя хасидизма считают, что благодаря тшуве человек поднимается на ступень, значительно более высокую, чем та, на которой он находился до того, как совершил грех.

***

Саадия Гаон (ИХ век) первым сформулировал четыре основные составляющие элемента раскаяния: отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем.

Согласно Саадии Гаону, существует градация раскаяния: высшая степень — покаяние сразу же по совершении греха, пока человек еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью.

Важные трактаты о тшуве - "Законы о раскаянии" Рамбама и "Врата раскаяния" рабейну Йоны - указывают на главные моменты тшувы: признание, исповедь, сожаление, отказ от повторения.

Согласно рабейну Йоне необходимым элементом тшувы является необходимость "поиска корней" своего проступка или преступления, чтобы понять его глубокие причины. Это необходимо для раскаяния и исправления.

Рамбам (Маймонид) выделил четыре ступени тшувы:

1) Признать, что поступок был совершен неправильно. Это тшува, проведенная через сознание.

2) Почувствовать неправильность своего поступка, продумать и прочувствовать, какие далеко идущие последствия он мог повлечь за собой. Нужно, чтобы воспоминание о грехе стало отвратительно человеку. Надо исследовать свои действия, чтобы понять причины плохого поступка и сделать возможным его предотвращение в будущем. Это тшува, прошедшая через сердце, через чувства.

3) Следует исправить все, что можно исправить, возместить весь причиненный кому-либо ущерб. Следует признать неправильность своего поступка перед всеми, кто от него пострадал. Это тшува, прошедшая через действие.

4) Принять на себя волевое обязательство никогда больше так не поступать. Только при выполнении этого условия возможна полная тшува.

Тшува считается законченной, только когда она осуществилась на всех уровнях: интеллектуальном и эмоциональном, в сфере действия и воли.

Полное раскаяние достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него.

***

Хочу привести высказывание одного из учителей Торы, которая поможет каждому из нас лучше относиться к ближнему. Йегошуа бен Прахья говорил: «Суди о каждом человеке, находя оправдывающие его обстоятельства». Учителя Торы указывают на то, что „раскаявшемуся запрещается напоминать о его прежних прегрешениях».

***

Итак, раскаявшись в своих проступкав исовершив полную тшуву, человек не только способен увереннее справляться с чувством вины. Весь процесс раскаяния помогает человеку расти и становиться лучще, совершенствуя свои подходы к принятию решений, к выбору, к взаимоотношению с другими людьми. Познавая себя, исправляя ошибки, учась поступать СПРАВЕДЛИВО, человек поднимается на новую ступень в своем развитии. И в этом вошождении человека заложен, пожалуй, высший СМЫСЛ.