Намерение
На рассматриваемом этапе волевого акта возникает намерение достичь цели – по словам Рубинштейна, „побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию“, приводящее в конце концов к целенаправленному действию, действию, направленному на исполнение ЖЕЛАНИЯ.
Словарь С. И. Ожегова приводит такое значение намерения: "предположение сделать что-нибудь, замысел". В "Словаре синонимов" находим: "намерение - замысел, умысел, план, предположение, проект, расчет".
Таким образом, даже расхожая трактовка понятия "намерение" свидетельствует об активной роли самого человека в формировании намерения. Оно - нечто замысленное и спланированное, то есть имеющее отношение к волевому действию, к тому, что совершается осознанно и во имя достижения некоего ожидаемого или желанного результата, некой поставленной себе цели.
Как пишет Рубинштейн, "всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его намерения".
Человек СВОБОДНО выбирает цель, соответствующую проекту его СТАНОВЛЕНИЯ, ОБРАЗУ ЕГО БУДУЩЕГО (неважно, ближайшего или отдаленного). Решением своим закрепляет человек для себя конечный путь своего движения к этому проекту, то есть направленность всего поведения своего на достижение цели.
Если на этом пути предвидятся препятствия, если цель не может быть достигнута единовременным усилием, если необходимо сделать массу шагов, которые, сами по себе скучны и неинтересны, а может быть даже и опасны, то намерение поддерживает в человеке РЕШИМОСТЬ двигаться по намеченному пути, вселяет в него МУЖЕСТВО, силы и терпение, необходимые для этого движения.
Намерение может быть вполне конкретным, если направлено на ближайшую цель. Такое действие называется преднамеренным. Преднамеренные действия, направленные на промежуточные цели, могут быть составной частью движения человека к реализации его общего намерения, направленного на отдаленную цель.
Если цель отдалена во времени и пространстве, то намерение регулирует исполнение волевого акта тем, что помогает человеку во многих промежуточных действиях поступать как бы автоматически, подчиняя свое поведение движению к намеченой цели. Намерение, тем самым, снимает необходимость осознания цели при любом промежуточном действии. При этом действия человека могут быть неосознаваемыми, непреднамеренными, автоматическими.
Такой как бы автоматический характер поведения, обусловленного намерением, приводит к тому, что человек (порой неосознанно) подводит себя к реализации намерения, создавая своими поступками промежуточные ситуации, готовящие и облегчающие достижение конечной цели. При этом человеку даже порой и не нужно действовать самому, принимать решения - внешние обстоятельства подобных ситуаций как бы толкают его к цели, определенной его намерением.
Эрих Фромм описывает ситуацию с мужчиной, который пригласил женщину в театр, взялся ее проводить, напросился на чашечку кофе... В результате он переспал с ней. Последнее было как раз намерением этого мужчины. Остальные его действия и ситуации, ими создаваемые, всего лишь служили подспорьем тому, чтобы его намерение было реализовано. Причем последствия такого реализованного намерения могут быть весьма печальными, порой полностью меняя СУДЬБУ человека, ставя его в ситуацию, когда возможности свободного выбора весьма ограничены скудностью альтернативных возможностей (например, жениться и жить с нелюбимой женщиной или платить ей полжизни алименты).
Не зная намерения человека, понять причину многих действия или поступков человека попросту не возможно. Такие поступки (на самом деле организованные в единую цепь неким намерением), могут казаться разрозненными и бессмысленными. Недаром К. Левин указывает на то, что, зная намерения человека, можно понять основания его решений и поступков. То есть намерения (будучи основанными на ценностных ориентациях) отражают СМЫСЛ действий человека в контексте его поступков в процессе движения в будущее.
Многие великие мыслители подчеркивали важность намерений человека для квалификации, оценки его каждодневных поступков. Так, Фома Аквинский (цитируемый Фроммом), признавал, что "повседневная жизнь обычного человека имеет ценность и ведет к блаженству при условии - и эта оговорка имеет решающее значение, - что цель, на которую направлена активность человека, есть блаженство и что этот человек способен контролировать свои страсти и свою плоть". Тут мы можем проследить связь намерений с выбором, который человек делает в пользу ДОБРА или ЗЛА. Также здесь прослеживается связь с теми человеческими благами, которые предполагают реализацию жизненных планов человека.
В зависимости от намерения человек получает воздаяние. Об этом говорят и психологи, и религиозные мыслители, и эзотерики. Так, Лиз Бурбо пишет: "мы пожинаем в зависимости от нашей мотивации, а не от совершенного действия; если человек ворует еду, чтобы выжить, то его намерение отличается от намерения того, кто ворует просто потому, что ему лень зарабатывать себе на жизнь".
Совершая любой поступок, человек берет на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за него. Но ответственность означает лишь то, что человек готов ответить за любые последствия своего поступка. Но ответственность - еще не ВИНА! Виноватым становится человек, совершивший поступок, в основе которого лежит ЗЛОЕ намерение (пусть даже и не доконца сознаваемое), - намерение поступить несправедливо, сделать другому то, что человек не хотел бы испытать, будь он на месте другого.
Если последствия какого-либо поступка человека оказываются неблагоприятными для него самого или других людей, хотя сам человек не имел намерения навредить себе или другому, то важно отдавать себе в этом полный отчет. Человек будет полностью ответствен за эти последствия, но виноват он не будет, если поступил по СОВЕСТИ, в соответствии со своими моральными ЦЕННОСТЯМИ и не противореча СМЫСЛУ своей жизни. Необходимо все же исправить, то что можно, постараться полностью осознать, что привело к таким результатам, сделать выводы и изменить свое поведение на будущее. Тогда проступок может стать ресурсом, ценным опытом, который способствует РОСТУ человека.
***
Еще раз хочу подчеркнуть, что намерение (как и желание) вещь чрезвычайно многоуровневая.
Желания осознанные и бессознательные часто не совпадают, а могут быть и радикально различными. Человек, действуя в направлении удовлетворения своего осознанного желания, может получить совсем не то, что он хотел – и ему будет невдомек, исполнение каких именно его желаний принесло ему неприятности (вспомним историю про „обезьянью лапу“).
С намерениями дело обстоит примерно так же. Однако здесь важно иметь в виду следующее: цель в намерении осознана и выбрана сознательно. Неосознанными могут оказаться моральные основы предстоящего поступка. Например, “достичь цель любой ценой”. При этой установке все средства оказываются "хороши".
СОВЕСТЬ человека устанавливает ему некие моральные фильтры, не позволяющие выбирать недостойные средства достижения цели. Если эти фильтры недостаточно плотны, то низкие средства, позволяющие достичь цели за счет другого человека или за счет страданий другого человека, не заставят себя долго ждать. При этом намерение, даже очень высокое, повлечет за собой недопустимые действия. Наверное, именно эту ситуацию описывает знаменитая поговорка: “благими намерениями вымощена дорога в ад”.
В отношениях между двумя людьми часто бывает такое: человек высказывает другому некое свое намерение (или совершает некое действие в отношение другого), а почему он имеет такое намерение, почему он поступает именно так - нередко не понятно и другому, и самому человеку. Именно это обстоятельство является камнем преткновения и источником проблем и конфликтов в межчеловеческих ОТНОШЕНИЯХ. Почему такое происходит?
В намерении всегда существуют подспудные, скрытые мотивы. При этом мотивы могут быть скрыты как от других людей, так и от самого человека (будучи им неосознанны). Поэтому крайне важно постараться понять следующее:
-
осознаны или не осознаны эти мотивы самим человеком;
-
если скрытые мотивы человеком (пусть хоть в какой-то мере) осознаны, то намеренно или ненамеренно он эти мотивы скрывает от других.
Прояснение последнего положения крайне важно, поскольку может отражать намеренное искажение той информации, которую человек своим действием посылает другому. Почему он это делает - это еще один важный вопрос. Намерение скрыть истинный СМЫСЛ своего действия может отражать стремление человека получить некое преимущество перед другим человеком ради достижения скрытых целей. Это есть намеренная ЛОЖЬ.
Человек, конечно, может объяснять сокрытие мотивов стремлением "пощадить психику" другого, желанием сделать ему лучше (поскольку другой "не совсем понимает", что ему надо). В исключительных случаях (например, тяжелая травмирующая ситуация), может быть, и стоит несколько отсрочить доставку человеку информации до того момента, когда он будет "готов" воспринять ее. Хотя более честным будет выбрать форму, в которой человеку сообщить о неприятном, и предложить ему поддержку, если она ему потребуется. Со своими ситуациями человек должен совладать сам.
Нередко, однако, под видом "щажения" чувств другого, человек пытается оградить самого себя от неприятных переживаний, маскируя под свою явную или тайную ложь свое нежелание взять на себя полную ответственность за свой поступок. Например, человек хочет расстаться со своим партнером. При этом, не желая неприятных разборок, он явно не говорит ему об этом. Однако различными своими поступками человек "подводит" (провоцирует) партнера к принятию собственного решения, соответствующего скрытым намерениям самого человека.
Поэтому любое сокрытие информации остается ни чем иным, как ложью - другой оказывается орудием для реализации человеком своих скрытых намерений. И, кроме всего, человек, решая за другого, ограничивает его СВОБОДУ.
Если собственные намерения человеку недостаточно понятны, то честность по отношению к самому себе - это важнейшее условие прояснения собственных намерений. Скрытые и не понятные подспудные мотивы, тем не менее определяют в большей или меньшей степени все поведение человека и изменяют траекторию его движения к поставленным целям, а то и вовсе уводя его к совсем другим результатам (которых сам человек, может, и не хочет, но к которым толкают его скрытые мотивы). Поэтому честное прояснение своих намерений является условием большей СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Чем больше человек осознает свои скрытые мотивы, тем большим хозяином своей СУДЬБЫ он становится.
***
В заключение предлагаю вашему вниманию коротенький перечень вопросов, ответы на которые могут помочь как самому человеку, так и окружающим прояснить его намерения:
-
что хочешь достичь? (каковы ЦЕЛИ твоего поступка, каких результатов хочешь достичь)
-
какими средствами, какой ценой готов достичь эти цели? (здесь может стать понятным, действует ли человек по СОВЕСТИ или готов нарушить ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, делает ли он своим поступком выбор в пользу ДОБРА или ЗЛА - достойны ли средства заявляемых высоких целей или сами цели обесцениваются из-за низости средств)
-
ради чего совершаешь данный поступок, во имя чего движешься к этим целям? (ответ на этот вопрос дает прояснение СМЫСЛА реализации намерения).