Высшая, или бытийная совесть
С раннего детства, в процессе воспитания, когда кажущиеся всесильными взрослые требуют от ребенка следовать определенным правилам и наказывают его за нарушение или недостаточно ревностное соблюдение этих правил, ребенок приобретает, по словам Фрица Римана, "опыт первого взаимодействия между волей и долгом, между “ хочу” и “могу”, между “можно” и “нельзя”, устанавливающий направление для свободы или несвободы собственных волевых инстинктов". Так образуется “сверх-Я” (супер-эго) - некая суровая инстанция, морализующая и наказывающая совесть. В ней воплощены требования окружающей среды, которые ребенок (а затем и подросток, и взрослый) "впитывает" в процессе всей истории своего развития. "Так требования окружающей среды переносятся вовнутрь (интериоризируются), превращаясь во внутреннего судью, который преобразует заветы и запреты в нравственный императив", - пишет Риман.
Фриц Риман утверждает, что подобный орган самоконтроля может формироваться даже у детей, которые растут в хаотичной среде: "они не находят в окружающем мире никаких надежных ориентиров, никакой поддержки, СВОБОДА их страшит, так как в ней содержится возможность произвола; они ищут внутренней поддержки и опоры, потому что не могут найти ее вовне; они пытаются распространить вовне развитый внутренний порядок и принципиальность и следят за его соблюдением в целях безопасности".
Такая контролирующая и наказывающая совесть тормозит естественную спонтанность человека вследствие повышенного самоконтроля, который НУЖЕН для поддержания порядка, уменьшения НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ и обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ.
Я - СОВЕСТЬ by Andrei Verbitski