quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Высшая, или бытийная совесть

Необходимо отличать высшую совесть, присущую личности (Я-совесть), от архаической совести (супер-эго), представляющей собой некую предписывающую и наказывающую инстанцию, к которой человек прислушивается (и приказания которой слушается) некритично.

С раннего детства, в процессе воспитания, когда кажущиеся всесильными взрослые требуют от ребенка следовать определенным правилам и наказывают его за нарушение или недостаточно ревностное соблюдение этих правил, ребенок приобретает, по словам Фрица Римана, "опыт первого взаимодействия между волей и долгом, между “ хочу” и “могу”, между “можно” и “нельзя”, устанавливающий направление для свободы или несвободы собственных волевых инстинктов". Так образуется “сверх-Я” (супер-эго) - некая суровая инстанция, морализующая и наказывающая совесть. В ней воплощены требования окружающей среды, которые ребенок (а затем и подросток, и взрослый) "впитывает" в процессе всей истории своего развития. "Так требования окружающей среды переносятся вовнутрь (интериоризируются), превращаясь во внутреннего судью, который преобразует заветы и запреты в нравственный императив", - пишет Риман.

Фриц Риман утверждает, что подобный орган самоконтроля может формироваться даже у детей, которые растут в хаотичной среде: "они не находят в окружающем мире никаких надежных ориентиров, никакой поддержки, СВОБОДА их страшит, так как в ней содержится возможность произвола; они ищут внутренней поддержки и опоры, потому что не могут найти ее вовне; они пытаются распространить вовне развитый внутренний порядок и принципиальность и следят за его соблюдением в целях безопасности".

Такая контролирующая и наказывающая совесть тормозит естественную спонтанность человека вследствие повышенного самоконтроля, который НУЖЕН для поддержания порядка, уменьшения НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ и обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ.

Высшая же совесть, хотя и вырастает из архаичной совести, является продуктом самой личности, созданным в процессе СТАНОВЛЕНИЯ личности, поэтому ее можно с полным основанием называть совестью бытийной.
В приложении можете познакомиться с материалом "Я-СОВЕСТЬ", в котором рассказывается о формировании совести и отличиях совести "Я" от совести "Супер.ЭГО".

 

 

Я - СОВЕСТЬ by Andrei Verbitski