quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Тщеславие как тщетное стремление к славе

„Легкий путь к бесконечной славе
неизбежно оказывается путем во внутренний ад
презрения к себе и самоистязания.
Выбирая этот путь,
человек фактически теряет свою душу –
подлинного себя“
Карен Хорни

Одним из проявлений базовой потребности в признании Абрахам Маслоу относит потребность в репутации или в престиже: "мы определяем эти понятия как уважение окружающих, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы".

Интересное замечание, касающееся славы, находим у Гоббса. Славой он называет "душевное ликование и радость", возникающие у человека от представления о собственной силе и способностях. Далее он отмечает, что если слава основана на реальных деяниях человека, то она совпадает с его верой в собственные силы. Такова слава выдающихся спортсменов, художников, музыкантов, ученых.

Другую форму славы Гоббс видит в представлениях человека о самом себе, основанных на лести других или же на его предположениях о самом себе, о своих возможностях "ради удовольствия, связанного с таким представлением". Именно такую искусственную славу Гоббс называет тщеславием. Оговорюсь, что элемент тщеславия свойствен и тем, кто получает славу и известность за свои реальные заслуги.

Тщета стремления к искусственной славе заключается в том, что человек, лишь представляющей себя сильным и успешным, зачастую не будет побуждаем к реальным действиям, или будет избегать этих действий, опасаясь разочарования неудачи, что равносильно разбитым представлениям о собственном могуществе. Либо же предпринимаемые потуги оказываются тщетными, поскольку для достижения амбициозных целей у человека попросту нет реальных ресурсов. По этой свой причине тщеславный человек будет весьма рад возможности приобщения к славе другого - стоять в лучах чужой славы, это тоже слава.

Говоря о банальной славе, то есть, попросту, об известности, У. Джеймс пишет следующее: "Есть страстные любители предавать свое имя гласности в газетах - им все равно, в какую газетную рубрику попадет их имя, в разряд ли прибывших и выбывших, частных объявлений, интервью или городских сплетен; за недостатком лучшего они не прочь попасть даже в хронику скандалов".

Однако я хочу подчеркнуть, что тщеславие вовсе не обязательно свойственно слабым и неудачникам. Нередко гордецы немало преуспевают в достижении своих целей. Но тщетность всех усилий тщеславного человека состоять будет в том, что, даже при достижении определенного (пусть и очень большого) УСПЕХА, человек все же приобретает подтверждение тому, что лежит в основе его тщеславия. Я имею в виду, что при успешности тщеславных предприятий "прославляться" будет не истинная "сущность" человека, не его ПОДЛИННОЕ Я, а то, чему он поставил на службу все свои силы и таланты - его ИДЕАЛЬНОЕ Я.

Прославление надуманного образа собственного величия - это не выигрыш, а проигрыш человека, поскольку за такими "достижениями" теряется главная экзистенциальная задача человека - СТАНОВЛЕНИЕ самим собой, развитие задатков, служащих потребностям и желаниям ПОДЛИННОГО Я.