Многоликая коммуникация
Когда два человека общаются друг с другом, то это чаще только кажется, что их всего лишь двое. На самом деле коммуникация представляет собой гораздо более сложную систему, чем общение между собой двух персон, одетых каждый в свою телесную оболочку. В этой оболочке, казалось бы, находится то, что человек называет собой (его Я). В действительности, как мы уже не раз отмечали, "Я" человека - его наблюдающая, осознающая и принимающая осознанные решения инстанция - является лишь верхушкой айсберга, который называется САМОСТЬЮ.
Вспомним, что самость человека состоит из различных объектов, которые являются поначалу отражениями отдельных сторон внешних объектов. Например, мать, дающая младенцу грудь, будет представлена в зачатках его самости как хороший, добрый объект. Если же мать покидает ребенка, отнимает у него грудь, не отвечает на его плач, то в самости младенца появится плохой объект, отражающий эту сторону матери (см. САМОСТЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ).
Незрелая самость обусловливает и незрелое восприятие объектов реальности. Так, мать может представать перед ребенком то абсолютно злой (если она, например, строга с ребенком или не выполняет его прихоти), то (если она соответствует его сиюминутным ожиданиям) воплощением абсолютной доброты (см. ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ). Мир будет представляться в черно-белых тонах. Такое же восприятие мира будет характерно и людям с тяжелыми случаями характерологических расстройств.
По мере созревания самости, эти разрозненные внутренние объекты интегрируются, образуя цельные объекты, отражающие цельные реальные объекты. Например, мать начинает восприниматься как человек, имеющий как положительные, так и отрицательные черты.
Однако порой (в критические фазы человеческой жизни) может происходить дезинтеграция внутренних объектов, тогда снова самость человека наполняется противоборствующими хорошими и плохими объектами. В результате возникают страхи - от страха потери "хорошего" объекта до страха исчезновения собственного Я, атакуемого плохими объектами. Ясно, что все это по большей части не осознается человеком, но, тем не менее, оказывает существенное влияние на его поведение, на его способность здраво рассуждать, трезво оценивать реальность, делать верные выборы и принимать адекватные решения.
В подобных случаях мы чаще имеем дело с неадекватным восприятием ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, когда та является отражением процессов, происходящих в душе человека. При этом страхи и опасения изнутри ПРОЕЦИРУЮТСЯ вовне, нежелательные и пугающие свойства собственной личности ("плохих" объектов собственной самости) приписываются, тем самым, другим людям. Общение с этими людьми будет представлять собой коммуникацию человека с приписываемыми своему собеседнику своими собственными негативными свойствами. То есть человек будет общаться не с другим человеком, а лишь с его собственным (чаще негативными) представлением о другом человеке.
Другой (похожий) вариант. Человек, в детстве запуганный собственным отцом, будет в ситуациях, напоминающих старые устрашающие сцены из его детства, воспринимать другого человека в роли собственного отца. Трактовка поведения и слов другого человека будет осуществляться через фильтр этих старых страхов и ненависти. В итоге разговор с этим человеком и взаимодействие с ним будет как бы разговором человека с собственным отцом из далекого прошлого.
Может быть и противоположный вариант, свойственный ИДЕАЛИЗАЦИИ. Тогда человек воспринимает слова и поступки другого через "розовые очки". В результате интерпретация слов и поступков другого человека будет нарушена. Общение человека будет происходить не с другим человеком, а с собственным "идеалом" в его лице, что может иметь весьма печальные последствия. Человек как бы верит в то, что он себе представляет, а то, что не укладывается в эти представления, попросту отбраковывается. Это один из примеров так называемого ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ (человек воспринимает как реальное то, что хочет иметь в качестве своей реальности).
Когда мы говорили об ИДЕНТИЧНОСТИ, мы отмечали, что некоторые из ее составляющих, приобретая характер некой сверхценности для человека, что он (по словам Ассаджиоли) начинает отождествлять себя с теми или другими своими чертами, которые можно смело назвать субличностями. О их наличии говорил и Уильям Джеймс, отмечая, что самость человека представляет собой иерархию субличностей, каждая из которых обладает определенными свойствами, которые в совокупности и составляют человеческую личность, имеющую множество граней.
Отождествление себя с той или иной ценностью (например, "хороший" или "справедливый"), возводимой в абсолют, также способствует искажению как самовосприятия, так и восприятия действительности, включая и других людей. Общение при этом будет подчинено утверждению этой ценности - нередко любой ценой. Человек будет коммуницировать с другим с позиции этой сверхценности, оценивать другого с точки зрения наличия или отсутствия у того соответствия этой ценности. Понятно, что трактовка самим человеком своей ценности будет осуществляться в том значении, которое человек ей придает - см. МНОГОФАСЕТЧНОСТЬ СЛОВА и ПОНИМАНИЕ И СЛОВО.
В итоге мы будем иметь не ДИАЛОГ двух людей, а коммуникацию ОБЛАДАТЕЛЯ некой ценности с тем, кто ее разделяет или не разделяет. При этом выводы, разделяет ли другой эту ценность или нет, и имеет ли он ее вообще, чаще всего будут делаться исключительно на основе собственного восприятия человеком своего собеседника.
Рассмотренные нами такие составляющие самости как ПОДЛИННОЕ Я и ИДЕАЛЬНОЕ Я дают возможность понять, что чрезмерное внимание к ИДЕАЛЬНОМУ Я, которое выражается в ГОРДЫНЕ, может существенно влиять на качественный уровень коммуникации. Так, общение двух ПОДЛИННЫХ Я, будет иметь, скорее всего характер ДИАЛОГА. Общение же ИДЕАЛЬНЫХ Я будет нарушать процесс общения, существенно влияя на содержание сообщений. Человек будет прятаться под масками и фасадами, что будет "требовать" от человека большей или меньшей ЛЖИ, призванной сокрыть правду об истинной сущности человека, о том, что ИДЕАЛЬНОЕ Я - это лишь нечто неподлинное.
В одних случаях, ИДЕАЛЬНОЕ Я является следствием нарушения реализации человеком своего ПОДЛИННОГО Я. В других, подобные "ложные" субличности могут стать следствием идентификации себя человеком с некими историческими или литературными героями, с другими идеализируемыми им личностями из своего теперешнего или прежнего окружения.
К числу субличностей можно отнести и социальные роли человека. Так, он может быть и вальяжным отцом семейства, и рубахой-парнем в кругу своих друзей, и грозным начальником для своих подчиненных, и подхалимом перед собственным начальством. Распределение социальных ролей помогает людям в процессе общения более или менее понимать, что им следует ожидать от других людей, играющих ту или иную роль. Но это будет работать, лишь если человек играет роль, соответствующую данной ситуации...
Чрезмерное отождествление человека с одной из своих ролей может вести к существенным нарушениям в общении с другими людьми - особенно если такую роль он продолжает играть в ситуациях, требующих от него совершенно других ролей. Человек в определенной роли будет и окружающих воспринимать как тех, для кого эта роль предназначена, даже если такая роль совершенно не подходит ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ. Так, в семье человек может начать изображать (причем, делая это чаще неосознанно) из себя начальника, требовать от других беспрекословного подчинения, угрожать наказаниями. Это незамедлительно отразится на внутрисемейном климате и отношениях с женой и детьми.
У Эрика Берна мы находим массу иллюстраций того, что люди, общаясь, играют друг с другом в различные игры. Каждый из участников той или иной игры берет на себя ту или иную роль. При этом общение идет именно между ролями, которые играют в этой игре участники. Взятие на себя определенных ролей, которые ожидаются окружающими, требуются с их стороны (реально ли или человек полагает, что это так), или в стремлении угодить им называется КОНФОРМИЗМОМ.
Теория Эрика Берна о наличии в каждом из нас ТРЕХ СОСТОЯНИЙ "Я" (ребенок, родитель и взрослый) проливает свет еще на один аспект коммуникации. При этом общение двух людей будет представлять собой взаимодействие между составляющими Я каждого из них, причем конструктивным будет лишь общение между двумя "взрослыми Я", а коммуникация на уровне "родитель - ребенок" или наоборот будет всегда в большей или меньшей степени деструктивной.
***
Итак, я думаю, стало более или менее понятно, что коммуникация не ограничивается лишь общением двух людей, которых мы видим в процессе общения. Личность человека представляет собой некую сложную структуру, каждая из составляющих которой участвует в той или иной мере как в процессе внутренней коммуникации (см. ДИАЛОГИЗИРУЮЩАЯ САМОСТЬ), так и в общении с внешним миром, в частности, с другими людьми, личность каждого из которых столь же сложна и многослойна.
Поэтому, когда разговаривают два человека, стоит всегда ответить на следующие ключевые вопросы:
КТО обращается к другому человеку?
К КОМУ обращается говорящий, обращаясь к другому человеку?
КТО отвечает обращающемуся?
КОМУ отвечает отвечающий?
См. видео МНОГОЛИКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
См. видео КОММУНИКАЦИЯ: ТРАНЗАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ "Я"