Многофасеточность слова
Хочу сразу оговориться, что под "словом" я буду (для удобства изложения) иметь в виду не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания или понятия.
С каждым, пожалуй, словом у человека связаны собственные ассоциации, основанные на личном опыте, на воспоминаниях. Эти ассоциации, будучи в большей или меньшей степени окрашены эмоционально, и придают слову соответствующую значимость для данного человека.
Но кроме значимости стоит еще иметь в виду и значения, которые человек приписывает данному слову. Можно сказать, что если попросить каждого человека изложить на бумаге значимость и значение того или иного слова (понятия), то мы получили бы на выходе словари, аналогичные статьи которых порой радикально отличались бы друг от друга по своему содержанию.
Рассмотренные выше особенности восприятия значений слов лежат в основе того, что я называю многофасеточностью (многозначностью) слова. Оставим здесь банальные слова из обихода и поговорим о таких словах, которые имеют столь же большое эмоциональное значение для человека, сколь они расплывчаты и абстрактны. Таковы, например, слова РОДИНА, НАРОД, ДУХОВНОСТЬ, ВЕРА. Таково и самое, наверное, важное для человека слово – ЛЮБОВЬ.
Вследствие упомянутой многозначности слов, люди, обмениваясь друг с другом словами и понятиями, могут иметь в виду часто не совсем одно и то же, а – в некоторых случаях – и весьма противоположное. Причем, замечу, даже желая быть понятыми. Проблема состоит в том, что человек чаще всего не отдает себе отчета в том, что слово не есть раз и навсегда всеми одинаково понимаемый знак. Поэтому, обмениваясь подобными словами, каждый считает, что другой понимает, что человек имеет в виду.
Но беда в том, что и сам говорящий зачастую не осознает (или не до конца осознает), какое значение он вкладывает в данное слово. При этом люди обмениваются лишь знаками, чаще всего трактуемыми ими стереотипно, что не способствует ни понимаю говорящими самих себя, ни взаимопониманию.
Для иллюстрации представим себе двух людей, которые хотят совместить свои бриллианты. В результате мы не получим ничего иного, как совмещение их лишь одной своей гранью. А будет ли грань каждого бриллианта идентичной грани другого – это большой вопрос.
Осложняет взаимопонимание и то, что один человек, по-своему трактующий какое-либо понятие, будет считать, что другой человек это же понятие воспринимает совсем по-другому. Причем такой вывод он часто делает не в результате обсуждения этого понятия с другим человеком, а попросту потому, что он так считает (чаще всего, вследствие ПРОЕЦИРОВАНИЯ на другого своих иррациональных страхов или ОЖИДАНИЙ). Именно подобные предрассудки мешают людям понять друг друга. Не меньшую путаницу привносят и ИДЕАЛИЗАЦИИ другого, когда человек уверен в том, что другой все понимает и что с ним можно понять друга даже без всяких слов.
Важно иметь в виду, что значения, придаваемые человеком тому или иному слову, могут существенно отличаться в зависимости от контекста, от конкретной ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ человека. Например, все та же "любовь" может в контексте мечтаний представать как нечто романтически светлое и эфемерное, в случае зависимых отношений "любовь" может означать заботу и покровительство со стороны партнера, в ситуациях, когда гормоны зашкаливают, в представлении о "любви" будут уже преобладать ярко выраженные сексуальные оттенки.
Иные слова и понятия являются отражением тех или иных сторон ИДЕНТИЧНОСТИ человека или даже самых важных ее составляющих. Идентификация себя с теми или иными понятиями или объектами осуществляется, как мы уже упоминали, в основном на подсознательно-эмоциональном уровне, а приписывание этим понятиям определенных значений – это уже прерогатива интеллекта.
Каждый человек может понимать ту или иную черту своей идентичности исключительно называя ее тем или иным словом. Рассмотренная выше многозначность подобных абстрактных слов, как "быть хорошим", "справедливость", "любить ближнего", обусловливает размытость понимания качеств собственной личности, если человек не в состоянии приблизить описание собственных качеств к реальности. И вот тут-то и кроется проблема самопонимания и взаимопонимания.
Как мы уже говорили в соответствующем разделе, человек, чья идентичность основана на подобных „размытых“ понятиях, может проявлять в своём поведении качества совершенно противоположные тем, которые составляют его "лучшие" (по его собственному представлению) стороны. Причиной тому – описание качеств своей личности словами, им не соответствующими. Это, конечно, способствует повышению САМООЦЕНКИ, точнее говоря, поддерживает ГОРДЫНЮ. Однако подобный самообман не способствует ни БЫТИЮ СОБОЙ, ни адекватному общению с другими людьми.
Например, человек считает себя справедливым, причем это качество он может считать одной из важнейших составляющих своей идентичности. Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ, мы подробно разбираем в соответствующем разделе. Но чаще мы имеем дело с весьма вольными трактовками человеком этого понятия. В результате мы имеем на одном полюсе высокую самооценку за собственную справедливость, а на другом - массу негативных последствий для окружающих (да и для самого человека) применения "справедливости" в его личной трактовке на практике. Так, человек может считать для себя справедливым, если он будет (как многие другие) участвовать в "распиле" и коррупции, если он будет преследовать инородцев или инакомыслящих, если своего партнера он будет ограничивать в свободе.
СТЕРЕОТИПЫ
Стереотипное восприятие чего бы то ни было запутывает человека, поскольку за словами, отражающими явления бытия (причем лишь ограниченно и ригидно), он не видит самого бытия. Более того, стереотипы восприятия мира и самого себя не дают человеку меняться и принимать мир (и людей в нем) таким, каков он есть.
Стереотипы, внедренные в систему внутренних запретов и предписаний (НАДО И НЕЛЬЗЯ) могут оказывать существенное влияние на жизнь человека, существенно ограничивая возможности его роста. На основе стереотипов вырастают и предрассудки, когда человек судит о жизни и о других людях (а порой и о самом себе) не на основе собственного опыта, а на основе полученных извне готовых формул. Попытки подогнать мир под эти формулы могут иметь весьма плачевные последствия.
Абрахам Маслоу так описал подобную ситуацию: "Когда ЯЗЫК даже не претендует на самобытность, когда он представляет собой ограниченный набор стереотипов, банальностей, лозунгов, призывов, слоганов, клише и эпитетов…, такой язык может исполнять только одну функцию – функцию оглупления и одурачивания человека, такой язык притупляет восприятие, заглушает мысль и в конечном итоге становится тормозом интеллектуального роста и духовного развития. Про такой язык нельзя сказать даже, что он исполняет коммуникативную функцию, скорее он служит сокрытию мысли".
***
Человеку хочется стабильности и неизменности как "гарантии" от тревоги – поэтому он хватается за соломинку иллюзий этой стабильности, которой, как ни странно это может показаться, являются некоторые слова и понятия, особенное такие (например, "народ", "родина", "духовная скрепа"), которым приписываются особые значения. Благодаря этому эти слова приобретают некий самодостаточный смысл и чрезвычайно мощную эмоциональную окраску (см. ВООДУШЕВЛЕНИЕ). Происходит это в процессе воспитания, впитывания традиций группы (большой или малой), в которую включен человек, с помощью пропаганды и различных технологий массовой коммуникации. Такие слова, как медиаторы в нервной системе, комплементарны чувствительным струнам души человека - ценностям, встроенным в его ИДЕНТИЧНОСТЬ.
Благодаря этому можно говорить о СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТИ слова. Оно становится как бы самодостаточным, самодовлеющим элементом того, что человек считает своей СУЩНОСТЬЮ (ИДЕНТИЧНОСТЬ).
Слова, описывающие человека и мир, несут ЦЕННОСТНО-смысловую нагрузку, имея поэтому АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ значение. Они могут нести поэтому различный эмоциональный заряд. Так, человек может оценивать обозначаемые данным словом событие, явление или предмет как нечто позитивное, нейтральное или негативное. В результате такого отношения и эмоции, вызываемые тем или иным словом, будут соответствующие (от безразличия до восторга или отвращения). Приведенные выше слова могут приобретать сверхценный характер, в результате чего существенно искажается перспектива восприятия мира - восприятие мира происходит как бы через смотровую щель или через мощные светофильтры.
Есть слова, используемые для укрепления идентичности путем отграничения себя ("своих") от "чужих" или "врагов". Подобно иглам дикобраза топорщатся в разные стороны эпитеты врагов (чужих). Таковы, например, "гейропа", "либерасты", "пиндосия", "геи", "укрофашисты", "евреи", "цыгане", "гастарбайтеры". Слова, которые описывают врагов, вызывают не менее мощные эмоциональные всплески, но всплески негативных эмоций - НЕНАВИСТИ, ГНЕВА, ЯРОСТИ, НЕТЕРПИМОСТИ.
Иным словам человек может приписывать значения, которые описывают мир, ситуацию с точки зрения СМЫСЛА или его отсутствия. Чувство осмысленности придает человеку энергию для поступка, а чувство бессмысленности, напротив, расхолаживает и действует депрессивно.
НАДО и НЕЛЬЗЯ, заключающееся в отношении человека к некоторым словам, играет важную роль в саморегулировании его поведения, задавая этому поведению определенные РАМКИ, ставя заслон ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ и поощряя на активность в направление желательных или разрешенных целей. В этом ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ значение слов.