quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

О лжи и правде

"...Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад..."
А. С. Пушкин

Объяснение мира вселяет в человека чувство уверенности, избавляет его от тревоги перед НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ. Четкое расставление всего по "своим" местам (которое Маслоу называет РУБРИФИКАЦИЕЙ). Так человек выстаивает для себя собственную картину мира, опираясь на которую он полагает, что понял и сам мир. То есть он принимает за правду (истину) свое представление о мире.

Именно потому человек нередко за любое объяснение, как за соломинку хватается: “вот оно!!! это так и есть!!!”, - и бредет счастливый и успокоенный по жизни дальше. По\тому, наверное, человек так радуется любой определенности. Даже если эта определенность – лишь видимость. Потому-то люди рады обманываться. Потому-то те, кто готов обманывать, так преуспевают. Это сплошь и рядом встречается на всех уровнях – от отношений между двумя людьми до взаимодействия правителей со своим народом.

Патернализм, снисходительность (отношение к другому "свысока" и неуважительно) и пренебрежительность к другому в объяснениях (в частности, что касается истории или текущей политики) всегда связаны с большей или меньшей ложью. И в этом - отношение правителей к народу как к быдлу: "все схавают и послушнее и покладистее будут".

Некритичность миллионов и их готовность все схавать - вот благодатная почва для лжецов высокого ранга, спекулирующих на истории и на "светлом будущем". А между тем как говорит Андрей Мовчан, „нет ничего более спорного, чем история, особенно древняя. Поэтому вместо «ученые доказали» воспринимать историческую информацию лучше под лозунгом «сказка ложь, да в ней намек» — даже (и именно) в такой интерпретации история учит лучше всего“.


***


Многим людям очень хочется получить гарантированную картину мира, особенно в тех частях этой картины, которые наиболее надежно обеспечивают защиту человека от различных видов тревоги. Рассмотрим это на примере ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ, при которой человек ощущает угрозу самой своей СУЩНОСТИ (своей САМОСТИ).

Чувствуя себя слабым, маленьким, беспомощным, человек нуждается в укреплении своей сущности, повышении САМООЦЕНКИ и укреплении чувства собственного достоинства. Этому способствуют всевозможные приемы. Самым реалистичным и по-настоящему действенным будет, конечно, последовательная и уверенная реализации собственных потенциалов, мужественное движение по пути СТАНОВЛЕНИЯ. Этот путь означает конфронтацию с реальностью, что, конечно же, означает принятие (а нередко и усиление) тревоги.

Поэтому многие люди, не желающие столкновения с реальностью и стремящиеся избежать тревоги во что бы то ни стало, предпочитают (бессознательно, конечно) другой вариант повышения самооценки. К такому варианту относится, в частности, пропагандистская ложь.

Людей, относящихся к сфере интересов вождя или политиков, буквально заваливают материалами, которые (сначала исподволь, а потом вполне оголтело) вдалбливают в их головы сознание того, что они – лучшие и заслуживают более справедливой участи. А те, другие, „чужие“ – строят козни, тянут одеяло на себя, представляют собой прямую угрозу благополучию или жизни „своих“.

Так мир становится полярным, разделяется на „своих“ и „чужих“. Свои стремятся ощутить локоть друг друга, невольно вставая в строй и „заводя“ себя нетерпимостью и ненавистью. Чувство ВООДУШЕВЛЕНИЯ, испытываемое людьми в „строю“, настолько мощное, ощущение единство настолько сильное, что каждый отдельный человек начинает ощущать себя сильным, значимым и „самым лучшим“. А еще „самой лучшей“ становится и вся страна, и ее экономика, и наука, и политика, и правительство. В семье не без урода, конечно: есть тут и “предатели”, которые не согласны с радостным большинством. Но, отмежевавших от них (заклеймив и ошельмовав их, потребовав их наказания), “свои” чувствуют себя еще сильнее и радостнее.

Эта большая пропагандистская ложь представляет собой универсальное и действенное средство от массовой тревожности тех, кто „сам обманываться рад“. Поэтому итог такой пропаганды можно назвать массовым самообманом (но этот самообман не осознается). Картина полярного мира, наличие “своих” и “врагов” становится для “самообманутого” некой бесспорной истиной.

И все было бы хорошо, да вот беда… То, что так неплохо поддерживало снаружи собственную самооценку, вдруг начинает тускнеть… Закрадываются в душу СОМНЕНИЯ в справедливости того, что до этого было бесспорной истиной. И человек поначалу гонит свои сомнения, как докучливых мух, поддерживая утешающий обман, который, по словам Пушкина, “всех горьких истин нам дороже”. Но нередко все же чувство реальности берет свое - и обман рассыпается как карточный домик, и пелена спадает с глаз, и видно становится вдруг, что "король голый". Жаль только, что платить за такое просветление приходится порой реками крови и миллионами жизней.

 


ЛОЖЬ НАМЕРЕННАЯ

Такая ложь соответствует всем признакам НАМЕРЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. Лжец прибегает к неправде для того, чтобы добиться своих целей, для чего необходимо усыпить бдительность других людей, а то и привлечь их на свою сторону, накормив обещаниями, а, лучше всего, "заразив" некоей идеей, которую люди разделят и будут служить во имя ее торжества не за страх, а за совесть, а порой - не на живот, а на смерть.

С такой формой лжи мы часто встречаемся в межчеловеческих отношениях, когда люди вместо ДИАЛОГА на равных ведут настоящую битву либо за обладание превосходством, либо за сохранение своих позиций. Такая форма лжи характерна для большой и малой политики.

Сознательная (намеренная) ложь укрепляет САМООЦЕНКУ самого лжеца, если эта ложь делает его сильнее, конкурентоспособнее. Обман, который принят, проглочен другими людьми, означает, что лжец „хитрее, умнее, удачливее“ других. Это, несомненно, повышает самооценку, поддерживает ТЩЕСЛАВИЕ (ГОРДЫНЮ).

Кроме того, достижение непосредственных целей, ради которых человек и прибег ко лжи (например, получение преимуществ в отношение других людей), еще больше утверждает человека в уверенности своей исключительности. Это ощущение настолько захватывающее, что человек буквально уверует в то, что так оно и есть, и всем своим последующим поведением (уже зачастую неосознанно) следует тому, чтобы соответствовать такому образу самого себя. Так, сознательная ложь превращается в мощнейший самообман и служит гордыне.


ЛОЖЬ НЕНАМЕРЕННАЯ

К такой форме лжи относится одна из разновидностей УБЕЖДЕНИЙ, когда человек впадает в искреннее ЗАБЛУЖДЕНИЕ, будучи уверенным в том, что это правда. Так, харизматические политики, которые захвачены некой миссионерской идеей, уверены в том, что идея, которой они служат, является непреложной истиной. Как правило, это некие архетипические, для данного народа характерные и специфические идеи величия, исключительности и могущества, образы героев и музыка побед.

"Энергия заблуждения" (в кавычках - слова Льва Толстого) может давать мощный толчок активности человека. При этом он может все свои силы прикладывать к движению в направление ложных (как правило, недосягаемых) целей. Однако порой - по счастливой случайности - на этих путях человек может прийти к неожиданным открытиям. Вспомним Колумба, который в поисках Индии открыл совсем новый материк. Но для открытия неожиданного человек должен быть готов принять его, а не пройти, как это нередко случается, мимо, игнорируя новое и реальное ради продолжения движения в недосягаемое.

ВЫТЕСНЕНИЕ, рассматриваемое нами в разделе "КЛАССИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ", представляет собой одну из разновидностей непреднамеренной лжи, когда подальше от сознания удаляются содержания, которые могут вызвать в человеке тревогу. Например, правда о самом себе, которая противоречит представление об ИДЕАЛЬНОМ Я, "прячется" подальше от сознания, чтобы уверенность в своем соответствии идеалу не могла быть поколеблена.

Приведем здесь слова Карен Хорни, характеризующие подобное бегство от реальности:

"Каждый невротик, даже если он может при поверхностном взгляде сойти за здорового, ненавидит сверку с очевидным, когда она касается его особых иллюзий о себе самом. Чем больше вступает в свои права его иррациональное воображение, тем вероятнее, что он должен уже просто бояться всего реального, определенного, конкретного или конечного.

Чтобы не считаться с очевидным, которое не хочется видеть, он его игнорирует или "забывает": "это не считается"; "это случайность"; "это из-за сложившихся обстоятельств"; "это меня заставили"; "а что я тут мог поделать?"; "если бы не действительность, у меня все было бы в полном порядке".

В любом случае, уход от реальности, хоть и может на какое-то время ослабить тревогу, все же игнорирование реальности и попытка строить себя без опоры на свое ПОДЛИННОЕ Я обязательно закончатся провалом и новым витком тревоги. И чувством ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ в придачу.

Рекомендую почитать интересные материалы о ПСИХОЛОГИИ ЛЖИ по этой ссылке.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?