quote В большинстве случаев человек проводит всю жизнь,
обманывая мир, а обычно и себя самого
Эрик Берн

Бегство от тревоги сомнения

Состояние сомнения чревато волнениями, мучительными мыслями и тревогой. Чтобы убежать от этих неприятных переживаний человек часто прибегает к различным защитным стратегиям. В первую очередь – это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ. К числу основных защит от тревоги сомнения в интеллектуальной сфере относятся ДОГМАТИЗМ и ФАНАТИЗМ.

Навязанные догмы, догмы, насаждаемые сверху, могут уменьшить тревогу сомнения миллионов людей в чем-то другом – если это другое опасно для того, кто насаждает догму. Так, сомнение в легитимности власти, в правильности ее политики может быть затушевано, если некая догма, насаждаемая властью, отвлечет внимание людей от проблемных ситуаций (например, ухудшение их собственного положения) или вторично легитимизирует власть в их глазах.

Так, например, идея о „крымнаш“ и сопутствующие ей рассуждения о „русском мире“, „сакральности“, „духовных скрепах“ отвлекли десятки миллионов людей от сомнений в правильности и эффективности экономического курса путинского режима, от сомнений в легитимности этого режима. Одновременно эта идея, разделенная так называемым „НАРОДОМ“, дала власти около 90% лояльных граждан. Иными словами, догмы делают людей послушными в силу того, что люди теряют способность к здоровому сомнению.


ПРИМЕНЕНИЕ „КЛАССИЧЕСКИХ ЗАЩИТ“

КЛАССИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ“ применяются на бессознательном уровне. В случае тревоги сомнения основными защитами являются ВЫТЕСНЕНИЕ, ОТРИЦАНИЕ, а также МОРАЛИЗАЦИЯ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.


СОМНЕНИЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Если сомнение затрагивает другие ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, то могут прорваться защищаемые этими решениями базальные виды тревоги. В итоге человек снова встанет перед выбором: „забивать“ ли ему неприятные ощущения тревоги новыми защитами, подходящими для данной тревоги или использовать возможность РОСТА – то есть постараться разобраться в себе самом, в своем отношении к СВОЙСТВАМ БЫТИЯ, к текущей РЕАЛЬНОСТИ.

Защиты, которые человек использует в этих случаях, рассмотрены в разделе, посвященном БАЗАЛЬНЫМ ВИДАМ ТРЕВОГИ. Также некоторые из них упоминаются в главе СОМНЕНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ.

Так, в случае принятия важных решений (ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ) окончательный ВЫБОР из двух или нескольких более или менее в одинаковой мере заманчивых возможностей будет приводить к мучениям на стадии принятия решения, которые будут тем более выраженными, чем важнее для человека предстоящий выбор. Здесь может проявлять себя ТРЕВОГА ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ.

После осуществления выбора человека начинает одолевать тревога сомнения – а правильно ли он сделал, что поступил именно так, а не иначе? Выход из такой мучительной ситуации человек находит в том, чтобы в своем сознании преувеличивать ценность и важность принятого решения и обесценивать,  насколько это возможно, отвергнутые возможности, чтобы те потеряли для него всякую привлекательность.

Далее, люди склонны оправдать свои заблуждения, проступки или ошибки. Последствия поступка сознание человека „делает“ не такими уж страшными, благодаря чему человек „убивает“ сомнение в правильности своего поступка и избавляется в какой-то мере от мучительных переживаний, в частности, ТРЕВОГИ ВИНЫ. Для человека может оказаться проще успокоить свою СОВЕСТЬ, убедить себя в неизбежности случившегося и согласиться с ситуацией, вызванной его поступком, чем продолжать терзаться сомнениями в правильности своего поступка.