quote Взаимная встреча нашей предрасположенности с внешним миром ...
и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью
Фриц Риман

Сомнение в сфере фундаментальных решений

Сомнение может затрагивать все осознаваемые человеком решения проблемы испытываемой им тревоги. Я хочу сказать, что любая защитная стратегия, входящая в то или иное ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, будет рано или поздно (в большей или меньшей мере) осознана. Будучи осознанными, любая защитная стратегия может быть поставлена под сомнение. Это может приводить либо к новой волне БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ, подавленной с помощью этой стратегии, или к вспышке ВТОРИЧНОЙ ТРЕВОГИ, которая характерна для того или иного фундаментального решения.


СОМНЕНИЕ В СФЕРЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ

Сомнения в ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ могут проявляться сомнениями в ВОЛЕВОЙ сфере - сомнениями в правильности и достижимости ЦЕЛЕЙ, сомнениями в тех ВОЗМОЖНОСТЯХ, которые открываются человеку в ФОКУСЕ БЫТИЯ. Результатом этого будет потеря НАДЕЖДЫ. Чувство безнадежности можно описать как сомнение в прочности и надежности связей между прошлым и будущим – связей между заделами и планами, между достигнутым и тем, что человеку еще предстоит совершить.

Сомнение в БУДУЩЕМ может приобретать форму сокрушения НАДЕЖД, когда на передний план всех мыслей человека выходит „слово "никогда" со всей его грозной окончательностью“, пишет Карен Хорни: „Когда сокрушение надежд распространяется на все сферы жизни, возникает чувство мрачной обреченности“. Это нечто подобное дантову аду: "Оставь надежду, всяк сюда входящий".

Сомнение в возможности успеха того или иного решения или наступления того или иного события может иметь в своем основании неуверенность, которая, как отмечает Ильин, возникает в результате неоптимистичной оценки вероятности совершения какого-либо события или правильности принимаемого решения.

Сомнение в той роли, которую человек может сыграть в собственной СУДЬБЕ. Как следствие – склонность к ФАТАЛИЗМУ и передача в руки случая штурвала управления своей жизнью, своим БУДУЩИМ. Так может тебя проявлять сомнение в успешности СТАНОВЛЕНИЯ (или даже в самой его возможности) как реализации плана самого себя.

Сомнение в собственных силах как способности достигать цели (в частности, вследствие снижения САМООЦЕНКИ) вызывает ОТЧАЯНИЕ и может выливаться в запущенных случаях в ТРЕВОГУ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ.

Сомнение отражает отсутствие убежденности в средствах и путях удовлетворения ПОТРЕБНОСТИ, которые являются составляющими ВОЛЕВОГО АКТА. Ильин утверждает, что состояние сомнения усиливается, если человек несколько раз подряд потерпел неудачу в достижении цели, и уменьшается, если попытки достичь цель были удачными.

Сомнение в правильности, безошибочности собственных деяний и поступков, совершенных в далеком или близком ПРОШЛОМ, может вылиться в конечном итоге в переживание ЧУВСТВА ВИНЫ.

Как мы знаем, любой наш поступок льет воду на мельницу ДОБРА ИЛИ ЗЛА. Человек далеко не всегда знает, каков будет результат его поступка, поэтому не сразу принимает решение. Можно сказать, что человек сомневается в правильности того или иного выбора. Гоббс называет такой выбор между решениями (в конечном счете в пользу добра или зла) раздумьями. Так человек проявляет свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Сомнения в своих ЖЕЛАНИЯХ также встречается – причем нередко. Чаще всего это бывает у людей, не научившиеся осознавать свои желания либо „не разрешающие“ себе иметь или воплощать в жизнь свои желание, которые, по их мнению, могут противоречить их представлениям о самих себе, о том, что правильно и нет, о том, что можно и нельзя. Результатом такого сомнения может стать прорывом ТРЕВОГИ ИСКУШЕНИЯ, то есть страху перед открывающимися перед человеком возможностями.


СОМНЕНИЕ В СФЕРЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО

Сомнение в сфере АКСИОЛОГИЧЕСКОГО проявляется сомнением в ЦЕННОСТЯХ и СМЫСЛАХ. Так, человек может начать сомневаться в правильности и осмысленности прошлого.

Человек совершал в прошлом те или иные поступки, которые наполняли его жизнь неким смыслом. Это давало ему чувство удовлетворения жизнью и, в итоге, осмысленное основание для дальнейшего продвижения в будущее. Кроме того, достижения человека, которые являются следствиями его осмысленных поступков, являются безусловной ценностью, ценностью его прошедшей жизни. Эти ценности делают ценным и настоящее человека, и его будущее, поскольку АКТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ между прошлыми делами и планами на будущее составляют основу ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ человека.

Человек как существо общественное, как нам известно, разделяет и интернализует ценности той группы, с которой он связан и с которой себя идентифицирует. Эти ценности поэтому становятся нередко основой его ИДЕНТИЧНОСТИ, а сомнения в этих ценностях могут стать причиной прорыва ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Сомнение в ценностях общества может иметь место, если они входят в противоречие с собственными ценностями. Возможно, напротив, сомнение человека в собственных ценностях, отличных от ценностей общества, если старается остаться в группе, не быть исключенным из нее. Все эти несоответствия – одна из причин КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА, вызывающего порой тяжелые и мучительные внутренние конфликты.

Тревога может возникать, если человек начинает испытывать сомнение в осмысленности того, что он делал или как он жил. То есть, по сути, возникает сомнение в обретенных СМЫСЛАХ.

В выраженных случаях сомнения в осмысленности собственной жизни может пробудиться ТРЕВОГА ОТСУТСТВИЯ СМЫСЛА. Именно поэтому сомнение может напоминать ТРЕВОГУ ОТСУТСТВИЯ СМЫСЛА.

Но важно не путать здесь причину и следствие. То есть – невзирая на сомнения – человеку необходимо неустанно продолжать работу над обретением и утверждением смыслов (будь то смысл конкретной ситуации или смысл всей жизни). Ибо каждая СИТУАЦИЯ требует, по сути, этого заново – обращаясь к человеку в его неслышном ДИАЛОГЕ С МИРОМ.

Сомнение в истинности того, с чем человек сталкивается в сфере общественных отношений непременно выльется в цинизм. Вот что пишет об этом Абрахам Маслоу:

„Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее.

Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению“.

СОМНЕНИЕ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ

Сомнение в партнере по ОТНОШЕНИЯМ может быть не только мучительным, но и иметь для человека весьма разветвленные негативные последствия.

Кризис ДОВЕРИЯ в отношениях может возникнуть в результате предательства или наговора. Однако другой важной причиной возникновения сомнений в другом могут быть подозрительность и недоверие, присущие человеку и являющиеся его ПАРАНОИДНОЙ реакцией на действительность.

Некоторые люди обладают одной интересной особенностью. При том, что они испытывают страх испортить ОТНОШЕНИЯ с окружающими, они склонны сомневаться в другом человеке, тем самым принижая ценность своих отношений с другими людьми. При этом страдает ДОВЕРИЕ к ближнему. Карен Хорни так описывает подобные сомнения: „Обесценивание межличностных отношений проявляется в отсутствии уверенности в близком человеке, повышенной обидчивости, подозрительности, мнительности. Смутная неудовлетворенность сложившимися отношениями, как правило, приводит к частой смене партнеров и трудностям в интимной жизни“.

Результатом потери доверия в отношениях может стать рецидив ТРЕВОГИ ОДИНОЧЕСТВА или других видов тревоги, средством от которых и выступало фундаментальное решение через отношения. В первую очередь это ТРЕВОГА СМЕРТИ и ТРЕВОГА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, которые, как мы знаем, становятся менее пугающими, если человек ОБЛАДАЕТ неким спасителем и верит в его „безотказность“.

Сомнение в возможности искренних и доверительных межчеловеческих отношений проявляется в цинизме и в пренебрежении другим человеком, его чувствами, по сути - в обесценивании как личности другого человека, так и ЛЮБВИ, которая будет подменяться любыми ее суррогатами, удовлетворяющими сиюминутные аппетиты человека.


СОМНЕНИЕ В СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ

Человеку может сомневаться в собственном ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, в истинности „задач“ своего ПОДЛИННОГО Я. В этом кроется одна из причин того, что человек подпадает под влияние ИДЕАЛЬНОГО Я, которое формирует его ЛОЖНУЮ СУЩНОСТЬ и заставляет его искаженно воспринимать РЕАЛЬНОСТЬ и самого себя – чтобы не усомниться в „истинности“ фасадов собственной ГОРДЫНИ.

При сомнениях человека в самом себе страдает его САМООЦЕНКА, чаще всего – ее внешняя составляющая. Поэтому единственный позитивный выход при подобных сомнениях – укрепление внутренних составляющих самооценки.

При более глубоких сомнениях в самом себе и в своей „сущности“ возникает или вспыхивает с новой силой ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Если человек сомневается в достижении целей, которые ставит перед ним его ИДЕАЛЬНОЕ Я, ему угрожает столкновение с ТРЕВОГОЙ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ.


СОМНЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Одной из важнейших причин возникновения сомнения в сфере ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ является КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. То есть возникает внутренний конфликт между тем, что человек, грубо говоря, „знает“, в чем он уверен, и тем, что он видит, слышит, с чем он в своей РЕАЛЬНОСТИ сталкивается.

Сомнения в собственных УБЕЖДЕНИЯХ могут также приводить к ТРЕВОГЕ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ, поскольку, как мы знаем, иные убеждения воспринимаются человеком как важнейшая составляющая его „сущности“.

Сомнения во внутренних ТРЕБОВАНИЯХ И ЗАПРЕТАХ может вызывать РАСТЕРЯННОСТЬ. Человек оказывается безоружным перед лицом возможностей окружающего мира. Как следствие - ТРЕВОГА ИСКУШЕНИЯ. Если же человек начнет в результате подобных сомнений ощущать или осознавать, что именно и только он один может принять решение в каждой конкретной ситуации, то он неизбежно столкнется с ТРЕВОГОЙ СВОБОДЫ, а также с ТРЕВОГОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Еще одно нередкое и важное сомнение – это сомнение человека в той КАРТИНЕ МИРА, которая у него сложилась. Нередко эта картина мира зиждется на массе искажений, призванных защитить человека от правда жизни – от правды о мире и о самом человеке в этом мире. Иными словами, человек прячется за искаженной картиной мира, защищаясь от той или иной тревоги.

Эти искажения РЕАЛЬНОСТИ и своего места в мире оказываются выгодны человеку, поскольку они защищают его ЛОЖНУЮ СУЩНОСТЬ от собственноручных разоблачений или внутреннее спокойствие от беспокойств от правды, которая, как известно колит глаза. Результатом такого восприятия реальности, целью которого (чаще бессознательной) является бегство от ПОСТИЖЕНИЯ реальности, от постижения ИСТИНЫ, является ЛОЖНАЯ ЖИЗНЬ.

Человек бессознательно понимает, что что-то не так с тем, как он видит мир.  Отсюда - сомнение в истинности такой картины мира. Сознание человека нашептывает ему, что правда жизни – другая. Однако эта правда становится хуже жала скорпиона, поскольку она может разрушить все УБЕЖДЕНИЯ человека и угрожать его ГОРДЫНЕ. Именно в этим одна из главных причин того, почему отмахивается от подобных сомнений, как от назойливой мухи И предпочитает остаться в искаженной реальности.