quote Взаимная встреча нашей предрасположенности с внешним миром ...
и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью
Фриц Риман

Отношение к ситуации, миру и другим людям

В качестве эпиграфа я хотел бы привести строки Пушкина

"Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман... "

перефразирванные таким обрзом:

„Всех горьких истин нам дороже
нас утешающий обман…“

Именно такой обман (причем неважно, - утешающий или утишающий) дорог сердцам многих людей, не желающих иметь дело с неприятной для них ПРАВДОЙ.

Когда привычные представления о мире или о конкретной ситуации, о конкретном человеке, о конкретных обстоятельствах, основывающиеся на прошлом опыте человека или его УБЕЖДЕНИЯХ,  вдруг оказываются под ударом сомнений, порожденных текущей СИТУАЦИЕЙ, человек ставится перед необходимостью изменить свое мнение, свой взгляд на эти вещи. Это приглашение к росту, что сопряжено с массой внутренних неудобств, с конфронтацией с ТРЕВОГОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Поэтому новые иллюзии о реальности помогают нередко человеку принять свою ситуацию, если „правда глаза колит“.

Такие способы решения проблем, связанных с тревогой сомнения, могут свойственны и группам людей, включая большие массы “народа”. Это мы наблюдаем на примере наших сограждан, которые с удивительной готовностью глотают любую ложь, льющуюся с телеэкранов – лишь бы на душе было “спокойно”. Люди переключается, например, с одних “врагов” на других (с пятой колонны на укропов, с тех - на турок или еще кого),с такой быстротой и легкостью, как если бы в их головах были реальные тумблеры.

Если сомнения охватывают возможность достижения целей, вероятность воплощения ОБРАЗА БУДУЩЕГО, то человек склонен, скорее, к тому, чтобы корректировать свои установки в отношение мира или конкретной ситуации, принимая их как статус кво, вместо того чтобы менять свое поведение, свои стратегии по решению задач, по своему продвижению в будущее.

Тактика лисы в отношение недосягаемого спелого винограда – еще один пример того, как человек, сомневающийся в успехе, готов обесценивать цели, в достижимости которых он сомневается. Обесцениванию может подвергаться и само значение поступка, который человек планирует, но в успехе которого сомневается. Результатом может стать то, что человек будет работать как бы для галочки - лишь бы отчитаться перед самим собой: мол, я сделал все что мог (не отдавая себе отчета, что он делал все вполсилы).

Человек склонен к так называемому ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ. При атом его сознание как бы “фильтрует” поступающую информацию, которая касается той или иной проблемы или ситуации, того или иного убеждения человека или его ценности. Этот бессознательный процесс фильтрации доставляет сознанию только ту информацию, которая способствует уменьшению тревоги сомнения, подкрепляя те представления, которые человеку кажутся наиболее правильными и важными и что он хочет уберечь от разрушения сомнением.

Еще одна стратегия по фильтрации информации – это стремление обходить стороной ситуации и других людей, которые усиливают в человеке тревогу сомнения. В таких подходах, конечно, прослеживается нечестность по отношению и к себе, и к миру. Этот поход может быть опасен тем, что человек может не воспринять или игнорировать важную информацию, которая могла бы иметь значение не только для его развития, но И для элементарного выживания.

Если собственное мнение человека, его ценности, его стиль поведения не укладываются в НОРМЫ значимой для него группы, ставятся ими под сомнение, то он может выбрать путь отказа от того или иного своего ради того, чтобы обрести гармонию в группе, чтобы сохранить ОТНОШЕНИЯ со значимыми другими. В оправдывании групповых ценностей или установок в ущерб своим собственным, в частности, лежат истоки КОНФОРМИЗМА, который нередко требует от человека изменения его поведения.

Иногда человек активно и осознанно пренебрегает одним из аспектов своего знания, которое вызывает в нем КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. Часто это бывает в пользу старого и проверенного. Но (в частности, в случае пропаганды) нередок и активный отказ от старых убеждений – ради того, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно в тоталитарном окружении.

К личностным свойствым человека могут относиться пессимистическое или оптимистическое отношение к жизни. Это знаменитый взгляд на стакан с водой – полон ли он наполовину или наполовину пуст. Оптимистам, в целом, “легче” видеть в жизни хорошее. Они больше ДОВЕРЯЮТ жизни и могут несколько проще обращаться со своими сомнениями. Нередко они прибегают к “КЛАССИЧЕСКИМ” защитам типа ОТРИЦАНИЯ или ВЫТЕСНЕНИЯ, которые отражают свойственную таким людям склонность к МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ, а также к таким интеллектуальным защитам, как МОРАЛИЗАЦИЯ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.