Чувство ревности
"Люта, как преисподняя, ревность..."
Соломон
Продолжу также цитатой... Николай Бердяев: "Я всегда считал ревность самым отвратительным чувством, рабьим и порабощающим. Ревность не соединима со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать права любви и отрицать права ревности".
В возникновении чувства ревности могут быть "виноваты" различные формы тревоги.
Это и ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, когда, например, человек считает вопиющей несправедливостью тот факт, что его избранник обращает внимание на кого-то другого, а, тем паче, предпочитает ему кого-то другого.
Это и ТРЕВОГА ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ, при которой ИДЕАЛЬНОЕ Я человека чувствует себя под ударом и стремится удержать пошатнувшееся равновесие, одним из важнейших условий которого является предмет ревности. Точнее - то, что человек считает частью своей ИДЕНТИЧНОСТИ, превращенной им в предмет ТЩЕСЛАВИЯ И ГОРДОСТИ. Я имею в виду, в частности, те аспекты отношений человека с другим, которые укрепляют его гордыню, то есть, человек любит не лругого, а свою гордость, которая питается этими отношениями.
Это и ТРЕВОГА СОМНЕНИЯ, когда человек теряет ДОВЕРИЕ в отношение другого, которого он считает "своим", начиная сомневаться в его верности.
Но главное условие все же одно для всех причин ревности - это ТРЕВОГА ПОТЕРИ того, кого человек считает по праву своим, в кого он вложился не на шутку, на кого он рассчитывал, и обладание кем он полагал для себя бесконечным.
Патологические формы ревности основаны на ПРОЕКЦИЯХ. То есть человек выносит вовне свои опасения и негативные ОЖИДАНИЯ. Польский писатель Станислав Вапняк писал: «Подозревать женщин в неверности нас заставляют не их измены, а наши собственные». Таким образом, ревнивец приписывает предмету своей "любви" мысли, НАМЕРЕНИЯ или поступки, которые он считает опасными для отношений. Я взял слово "любви" в кавычки, поскольку уверен, что в данном контексте, мы имеем дело не с подлинной ЛЮБОВЬЮ, а с комплексом ОТНОШЕНИЙ В МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ. См. также МНОГОЛИКОСТЬ ОТНОШЕНИЙ и АСПЕКТЫ ЛЮБВИ.
Ревность чаще всего проявляется двояко: к тому, кого ревнуют, и к тому, к кому ревнуют. Так, человек может ревновать своего партнера, друга, начальника, коллегу, своих родителей или одного из них, своих детей, братьев и сестер - к другим друзьям, знакомым, коллегам, к другому родителю, другим братьям, сестрам, детям, к их друзьям и т.д.. Можно даже ревновать другого к его увлечениям и занятиям, если те отвлекают его от его "любви", то есть от того, что тот "должен" давать человеку.
О ревности можно говорить бесконечно, но о ней тома написаны - и научных книг, и популярных, и художественная литература с древнейших времен описывает ситуации ревности. Поэтому ограничусь здесь лишь этим коротким описанием этого сложного чувства, являющегося лишь проявлением тревоги потери того, чьи любовь, внимание и забота представляются человеку основами его СЧАСТЬЯ и СМЫСЛОМ существования, причем проявлением особенно сильным, крайне неприятным, а порой и разрушительным. Но хочу обратить особо ваше внимание на то, что речь, в действительности, идет в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ не о подлинном счастье или смысле, а лишь о СУРРОГАТНОМ СМЫСЛЕ, к которому относится и стремление к "обладанию счастьем.
В других материалах данной главы мы рассмотрим способы защиты от этой тревоги и ее клинические проявления. Все это - в совокупности - и будет отражением многогранного чувства ревности.
***
Чувства, возникающие при потере или угрозе потери объекта отношений, будут отражать наличие той или иной тревоги. Поэтому, в зависимости от преобладания тех или иных видов тревоги, в чувстве ревности могут на первый план выходить и другие чувства, в частности, ОБИДА, НЕАВИСТЬ, ЗАВИСТЬ, ГНЕВ, сопровождаясь чувствами жалости к самому себе, чувствами ПЕЧАЛИ, ТОСКИ, ОТЧАЯНИЯ.
Стоит отметить чувство досады, которое человек испытывает, если объект его отношений пренебрегает им, выказывает ему недостаточно внимания или – того хуже – предпочитает кого-то другого или что-то другое (например, хобби или работа). Однако не надо забывать, что у страха глаза велики: человек часто гипертрофированно (а потому и необъективно) воспринимает поведение объекта своих отношений.