quote Мир прошлого есть произнесенное пророчество. Только как созидатели
будущего, как познавшие настоящее, вы поймете это
Ницше

Догматизм (нереальная реальность)

Тревожность вызываемая столкновением с реальностью, порождает в нас нередко стремление к обладанию абсолютными ИСТИНАМИ, которые своей кажущеся неизменностью обеспечивают нам внутреннее спокойствие. Такая абсолютная истина (или догма), кажущаяся человеку истиной в последней инстанции, помогает ему победить сомнения и избавиться от тревоги.

Однако догма отражает на самом деле лишь одну небольшую грань реальности. Поэтому обратной стороной этого кажущегося спокойствия, этой защищенности догмами, является то, что человек больше не участвует в  ДИАЛОГЕ С МИРОМ, предполагающим рассмотрение различных граней реальности.

Догматику больше не нужно всматриваться в реальность, чтобы решить, как поступить. Догматику не надо пытаться находить ответы на различные вопросы, которые ставит перед любым человеком столкновение с реальностью, потому что догмы дают ему ответ на любые вопросы.

Нам хорошо известен догматизм религиозный или политический, когда идеологией или всевозможными догмами регулируется и подменяется интеллектуальная работа и живая жизнь.

Однако в каждодневности догматизм встречается, пожалуй, гораздо чаще. Я имею в виду приверженность человека неким убеждениям и внутренним правилам, которые он принимает без всякого критического осмысления в качестве руководства к действию.

К числу таких догм относятся всевозможные "надо", "должен", "нельзя", которые исходят как бы "изнутри" и которые человек считает своими собственными убеждениями. В действительности же все эти правила, требования и запреты нередко являются "голосами" важных и значимых для человека людей, как правило, из его далекого прошлого. Эти внутренние запреты, требования и правила являются для него догмами, определяющими его мировоззрение и поведение, то есть оказывающими влияние на его выборы в фокусе бытия.

Если человек соглашается с этими внутренними голосами, то он, нимало не сомневаясь, чувствует себя обязанным поступить именно так. Разумеется он не будет признаваться, что его заставили так поступить "голоса из прошлого". Он будет всеми силами оправдывать свой поступок, находя рациональное объяснение, почему именно такое решение было принято, обосновывая (если надо) с помощью весьма изощренной аргументации, почему сделан был именно этот выбор.

Разъяснительная и оправдывающая аргументация еще больше осложняет ситуацию. Эти "надо" становятся с каждым разом всё сильнее. Для человека в конце концов может стать "делом чести" следовать их требованиям. Они превращаются в часть личности человека, подменяя собою его истинные ценности и его подлинное Я, подчеркивая, тем самым, стремление человека соответствовать требованиям своей гордыни – потому что ему надо быть таким и поступать так, как того требует гордыня.

Карен Хорни предупреждает, что даже непосредственные чувства могут быть задавлены внутренними предписаниями: мы не только верим в то, во что НАДО верить, но и чувствуем то, что НАДО чувствовать.

Заскорузлые внутренние требования и правила мешают воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, гибко реагировать на ежемоментно меняющиеся ситуации. В итоге рамки актуальной судьбы подменяются рамками внутренней "необходимости", которая в действительности необходимостью не является.

И мы, по сути, внутренне свободные для принятия решений, соответствующих нашим истиным нуждам в реальных обстоятельствах, выбираем нередко именно шаблонное решение, потому что наше сознание оказывается как бы загипнотизированным этими всемогущими словами "надо","нельзя" и "должен", порой полностью ограничивающими нашу свободу.

А если человек, ведомый своими догмами, игнорирует или не замечает реальность, где только и возможна реализации его свободы, то он не только рискует проглядеть действительность с её РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, но и способен "наломать дров", если будет действовать, не учитывая препятствий, если не будет обращать внимания на предупреждения и поступать им вопреки.

Что же может помочь вырваться из удушающих лап догматизма?

Во-первых, важно постоянно подвергать здоровому сомнению свои взгляды и убеждения. Перефразируя строку Тютчева, можно сказать: „И нам сомнение дается, как нам дается благодать“.

Именно сомнение, которое, казалось бы, и породило в нас беспокойство и стремление к устойчивости наших представлений, поможет вернуться из заскорузлого мира однобоких взглядов и убеждений в пусть и тревожную, но в живую и прекрасную реальность, в которой не обойтись без "надо" и "нельзя". Но это объективные, реальные "надо" и "нельзя". В бытии как потоке перемен то, что минуту назад было "нельзя", в данное мгновение может оказаться приглашением к выбору. То, что недавно было сделать "надо", перестает быть таким обязательным и его место могут заступить "хочу" или "могу".

Поэтому необходимо вступать в диалог с реальностью, внимательно всматриваться в свою ситуацию и слушать свой внутренний голос, реагирующий именно на эту текущуюситуацию, а не дающий приказания и запреты, основанные на догмах и схемах прошлого.

Чем больше мы осознаем свою реальность и из неё вытекающую объективную необходимость, тем больше мы будем подстраивать свои "могу" и "хочу" под объективные "надо" и "нельзя". Причем делать это мы будем осознанно, ответственно и свободно.

Нам, конечно, дано право делать любой выбор, принимать любое решение. Но ответственность склонит нас к "необходимому" осознанному и свободному поступку, не противоречащему нашей совести и истинным ценностям, к выбору в пользу добра, а не зла.

В этой наивысшей точке мы понимаем, что выражение "СВОБОДА - это осознанная необходимость" вовсе не абсурдно, а отражает собою живой поток бытия, который является неисчерпаемым источником счастья.

ВИДЕО "ДОГМАТИЗМ"