quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Магическое мышление

Человеку свойственно верить в ЧУДЕСА. Это объясняется тем, что и современный человек имеет склонность к магическому (мифологическому, религиозному) мышлению. Попробуем с этим разобраться...

Согласно оксфордскому психологическому словарю, магическим мышлением является УБЕЖДЕНИЕ, что мысль приравнивается к действию. Наверное, каждый из нас хоть когда-то испытывал опасение, что не стоит думать плохо, а то так оно и будет, что дурные мысли материализуются, а негативные ожидания сбудутся.

Согласно Р.Якобсону, магическое (мифологическое) сознание отождествляет слово и обозначаемый им предмет, то есть "знак и обозначаемое, имя вещи и сущность вещи". Тем самым, это сознание склонно, "приписывать слову те или иные чудесные, сверхъестественные свойства – такие, как магические возможности, чудесное ("неземное" – божественное или, напротив, демоническое, адское, сатанинское) происхождение, святость (или, напротив, греховность), связь с потусторонними силами. Еще одно проявление магического мышления - это вера в магические свойства имени. К имени, как и к слову, относятся все вышеупомянутые "свойства".

В.О.Ключевский отмечал, что магическое мышление "есть такой же способ человеческого разумения, отличный от логического или рассудочного, как и понимание художественное: оно только обращено на более возвышенные предметы".

Магическое мышление, являеющееся наследием первобытной культуры, – это наделение человеком в своём сознании тех или иных явлений и предметов свойствами, реально этим явлениям или предметам не присущими. Подобное мышление имело место еще на заре формирования человека разумного.

Леви-Брюль назвал такое первобытное мышление “пралогическим” (то есть осуществляемым в соответствие со специфической – древней – логикой). Древние люди уже осознавали существование причинно-следственных связей в окружающем их мире. Однако на том этапе пока еще не допускалось или не обсуждалось возможности, что „после того не значит вследствие того“.

При подобной логике явления соотносятся по признаку “причина-следствие“ и тогда, когда они сопричастны друг другу, то есть просто совпадают по времени или проишодят в одном пространстве. Более того, сущность открываемых и осознаваемых причинно-следственных связей была наполнена магией и мистикой. Ведь наши далекие предки существовали в реальности, которая сама была мистической, они жили в этом удивительном мире, соседствуя с богами и героями.

Тогда все проишодящие процессы, будь то природные явления, социальные потрясения или даже обыденные ситуации переживались древними людьми как происходящие под покровительством или при противодействии незримых сил. С помощью магии, счаманизма, различных ритуалов наши далёкие предки делали попытку влияния на окружающий их мир, с целью задобрить, уговорить или перехитрить эти незримые силы. Ведь магический знак или ритуал воспринимались как некая причина, которая должна вызвать желаемое следствие (см. также ПРИЧИННОСТЬ).

В развитом магическом мышлении, в котором допускаются связи с астралом, с мировой энергией, с демонами и т.д., могут связываться друг с другом посредством этих сил явления и события совершенно не связанные и не связуемые друг с другом.

Описаны и другие признаки магического мышления:

  • вера во взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей (Филип Стивенс);
  • представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь эта не поддается объективному подтверждению современными научными методами;
  • убеждение, что «вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены» (Фрейзер; Стивенс);
  • убеждение, что передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, а также что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации (Zusne and Jones).


***


Современному человеку, порой, недостаёт этого ощущения пропитанности мистическими силами, поэтому вместо слияния с реальностью, погружения в неё, человек попросту убегает в ФАНТАСТИЧЕСКИЙ мир высших сил. Таким образом, магическое мышление можно рассматривать как один из нередких способов „альтернативного“ проживания реальности, бегства в магическую ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ как средство защиты от тревоги.

У детей магическое мышление является нормальным явлением на ранних стадиях развития: младенец, а потом и ребенок (до 3-5 летнего возраста) верит, что его эмоции и мысли являутся причиной всего с ним проишодящего (ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ). В возрасте 3-5 лет ребенок верит во всемогущество взрослых, считая, что теб могут творить чудеса..

Взрослые здоровые люди также могут в большей или меньшей степени прибегать к магическому мышлению – особенно в ситуациях повышенной тревоги и ратерянности, в СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА, когда от реальных поступков человека мало что зависит и он не в состоянии понять и объяснить происходящее. Именно поэтому человеку необходима некая прочная опора, которая будет давать ему силы, в том числе объясняя мир и то, что с человеком происходит, предупреждая о надвигающейся беде или давая сигнал, что удасча не за горами, предлагая ему "правила" поведения и давая инструменты "контроля" ситуации.

Тем самым челове получает заряд ДОВЕРИЯ себе и своей судьбе, а также обретает НАДЕЖДУ на лучшее будущее. Однако, стоит подчеркнуть, что эти доверие и надежда - не заслуга самого человека, не зависят от него сколько нибудь существенно. Они зависят лишь от прочности его ВЕРЫ и могут быть поколеблены или разметаны в прах даже малейшим СОМНЕНИЕМ.

Интересно, что магическое мышление или отдельные его элементы могут не только сосуществвовать со вполне зрелыми формами мышления, но и использоваться даже здравому смыслу, свойственному этому зрелому мышлению.


***


При склонности к магическому мышлению, увлечением всевозможными суевериями человек озабочен поиском сигналов, признаков, которые могут указывать на возможность принятия решения либо удерживающих его от принятия какого-либо неверного решения (что, по сути, конечно тоже является решением!!!). Задача этих сигналов – обеспечить безопасность и надежность БУДУЩЕГО, избежать предствляющихся человеку опасными или нежелательными последствий его поступков. Но сверхзадача такого типа мышления (разумеется, почти всегда не осознаваемая) – это попытка избавиться от ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свои решения и поступки. Тем самым человек перестает быть творцом своей СУДЬБЫ, преврашая ее (судьбу) в нечто ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ.

Магическое мышление (к которому можно отнести и мышление религиозное, опирающеся не на собственное всемогущество, а на поддержку высших сил) помогает человеку, испытывающую беспокойство и тревогу, ощущающему себя беспомощным и слабым, страдающим от неопределенности (см., например, ТРЕВОГА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ) получить облегчение от мысли о том, что он не один, что с ним некие высшие силы, которые помогут ему справиться и пережить тревожные времена. Кстати, именно поэтому в такие вермена начинают буквально плодиться всевозможные маги, феи, экстрасенсы, предлагающие свои услуги тем, кто не верит в свое всемогущество, но верит во всемогущество “специалистов”.


***


Человек занят подсчетами: количества ступенек или шагов до следующего угла, деревьев, встречающихся на пути, птиц на ветках или в небе, цифр на автомобильных номераи. Или жадно ищет всевозможные „счастливые“ или „несчастливые“ знаки - что-то, что (по его представлению) имеет значение для его настоящего или будущего, а то и прошлого: знаки обясняющее или оправдывающее, разрешающее или запрещающее.

Хотя все эти рассуждения, подсчеты, наблюдения и проишодят в текущий момент времени, конзентрация внимания существенно отвлекается от „реального“ настоящего, делая человека “слепым” в отношение своего бытия.

ФОКУС ВНИМАНИЯ смещается с ФОКУСА БЫТИЯ. Загадывания, подсчеты, ритуальные действия приводят к отвлечению от реальности, уменьшению конзентрации внимания на текущем моменте, что может бать чревато различными опасностями, имеющими отдалённые негативные последствия, или даже опасностями фатальными.

Точно так же можно запросто пропустить что-то прекрасное, не услышать предупреждений своего бытия, и не ответить на вопросы, которая задает жизнь или упустить возможности, открывающие человеку новые пути в его мире - новое видение, более полное понимание жизни, дарящие ему новые встревхи. Реализуя РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ вполне можно найти столь желанное счастье, за которым человек так гоняется с помошью всяких загадываний и ритуалов.

В главах "ЗАЩИТА ОТ ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ"  и "САМОСТЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ" мы говорили о том, что нам с раннего детства свойственно “расправляться” с плохими внутренними объектами, опасаясь, что они могут нам навредить. Как только ма научимся идентифицировать эти плохие объекты с реальным объектом (например, с матерью), то любая мысль о нанесении вреда плохому объекту (матери) будет сопряжена с ЧУВСТВОМ ВИНЫ и страха наказания или, позже, СТРАХА ПОТЕРИ ОБЪЕКТА (реального). Тут сказывается как раз то самое магическое мышление ребенка, а именно – уверенность в возможности своей мысллью или негативным чувством причинить кому-то вред (см. ВСЕМОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ).

По словам Нэнси МакВилямс, маленькие дети не могут пока видеть разницу между мыслью и реальным ее воплощением. Если отголоски этого мышления дают себя знать и в более позднем возрасте, то у человека сохраняется в той или иной степени уверенность, что мысль равнозначна поступку (то есть мы имеем дело с тем же магическим мышлением, но уже у взрослого человека). Чем более выражена склонность к такому мышлению, тем меньше человек оказывается в состоянии проводить границу между мыслью или чувством и реальным поступком. При этом нежелательные или “запретные” мысли будут вызывать лавины чувств (от вины до страха потери или наказания), сопровождаясь нередко паническими состояниями.

Человек, воспринимающий такие мысли как проступок, будет пытаться бороться с ними, а мысли эти будут приходить снова и снова. И борьба будет продолжаться без всякой надежды на успех. Ведь человек не может быть хозяином своих мыслей. Он не может приказать им: “Исчезните!”. Зато человек – хозяин и причина своих поступков. То есть он в состоянии взять под свой контроль, будет ли промелькнувшая “опасная" мысль воплощена в поступок или же нет.

Однако магическое мышление делает свое дело: человек уверен в том, что мысль его и есть поступок. Или, по меньшей мере, что “плохая” мысль (или даже чувство) может вызвать негативные последствия. Поэтому он будет прилагать все усилия к тому, чтобы противодействовать этому, чтобы, если уж и не удается подавить нежелательные мысли и эмоции, то хотя бы АННУЛИРОВАТЬ их влияние на будущее (и тем самым предотвратить их негативные последствия). И человек прибегает к магическим формулам (заклинаниям) или действиям (ритуалам).

Конечно, в наши дни эти заклинания и действия могут быть самыми обыденными. Например, считать десять раз до тринцати девиати, искать семерки в номераи машин, стараться не наступить на трещины в асфальте, намыливать руки при мытье ровно три раза. Могут быть и более вычурные ритуалы. Человек либо сам выдумыцает их, либо берет из книг (порой из оккультных, которые такие люди очень любят). Главное при любых словесных формулах и ритуальных действиях – это вера в их действенность (то есть, по сути, вера в собственное всемогущество, даже если в помошь призываются высшие силы).

Подобные переживания и действия характерны для людей с НАВЯЗЧИВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ. Хотя и вполне здоровые люди стараются загладить свой гнев или вспышку ненависти в отношение близкого человека чем-то хорошим (подарком или какими-нибудь формулами, призванными нейтрализовать плохие мысли).

Магическое мышление взрослого человека делает его, по сути, „ребенком“, всемогущим в своих фантазиях.

Реальность такой человек будет воспринимать сквозь призму уверенности в том, что все ему по плечу, все будет хорошо. В итоге фантазии подменяют собой реальные поступки, а использование магических формул и ритуалов делает “ненужным” внимание к действительности, к реальным возможностям ФОКУСА БЫТИЯ. В этом магическое мышление идет рука об руку с ЖЕЛАЮЩИМ МЫШЛЕНИЕМ, когда желаемое принимается за действительное, когда человек уверен в том, что он уже достиг того, чего ему так хочется достичь. Это, по сути, самообман.


***


Если человек вместо полного снятия с себя ответственности и перекладывания ее на высшие силы или судьбу не бежит от своей СВОБОДЫ, а проявляет свою ВОЛЮ, берет на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за удовлетворение своих ПОТРЕБНОСТЕЙ, за осознание своих ЖЕЛАНИЙ, за осуществленные ВЫБОРЫ и за принятые РЕШЕНИЯ, продвигающие его к поставленным целям, то можно говорить о честном и ответственном подходе к своей жизни.

В таких случаях человек обретает НАДЕЖДУ и ДОВЕРИЕ себе и своей СУДЬБЕ, основанные на его собственных возможностях. Даже если эти возможности и невелики, все же именно от человека зависит, будут ли они им реализовываться - то есть будет ли он активным творцом своей судьбы или ждать у моря погоды. И даже если его постигнет где-то неудача, это будет возможностью получить новый опыт и попробовать новые подходы к решению стоящих перед человеком проблем.

Именно благодаря принятию на себя ответственности человек учится брать под свой КОНТРОЛЬ (внутренний локус контроля) именно то, что он может контролировать. Так, он учится все меньше пугаться своих мыслей и чувств. Ведь мысли и чувства неподконтрольны ему. Они возникают спонтанно, как реакция подсознания на ту или иную ситуацию. И сами по себе они не могут ничего изменить в реальном мире. Мысль не есть поступок. А желание и эмоция не есть ПРИЧИНА изменений в мире. А именно решения и НАМЕРЕНИЯ человека являются причиной тех или иных поступков, изменяющих реальность.